«Сказка в творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова» для детей подготовительной группы Разместили: Музыкальный руководитель Миняйло В.П., воспитатель Гаврилюк А.В. Подготовительная работа: Знакомство с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова, слушание и анализирование фрагментов из опер-сказок: «Три чуда» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», вступление к опере «Золотой петушок», ария Снегурочки и ария Леля из оперы «Снегурочка», «Океан-море синее» из оперы «Садко». Разучивание оркестра под музыку Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»; творческие задания по песенному творчеству.
Знакомство со сказками «Снегурочка» А.Островского, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» А.Пушкина, «Садко», просмотр-обсуждение музыкальных сказок «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка». Разучивание сценки «Три девицы», стихотворных фрагментов из сказок. Программные задачи: Познакомить детей с некоторыми фактами из творческого пути и разнохарактерными произведениями композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова; закрепить знания по слушанию музыкальных фрагментов из опер Римского-Корсакова, знанию сказок, по которым написаны оперы; продемонстрировать выразительность передачи сказочных образов и стихотворных отрывков из сказок; развивать тембровый и ритмический слух детей; способствовать развитию песенного творчества. Материалы и оборудование: Наглядный материал по сказкам и творчеству композитора (мультимедийная презентация), музыкальное сопровождение (фрагменты к операм, оркестру, ориентирование к песенному творчеству); детские музыкальные инструменты для оркестра, сундучок, ключи к сундучку, костюмы русских девиц, белочки, прялки, ширма. Ход занятия: Дети входят в зал, рассаживаются. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вы любите сказки, а путешествия? (дети отвечают) Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в необычное путешествие в сказочную страну Музыки. А помогут нам в этом сказки. Хотите? Тогда я превращаюсь в Сказительницу (накидывает на плечи русский платок). Сказительница:-Я хожу по белу свету, сказки слушаю, другим рассказываю. Интересно, с кем мы сегодня встретимся? У меня есть волшебный ключик, который откроет дверь в мир музыкальных сказок. (Достает ключик): Ключик, ключик золотой, Дверь волшебную открой, Да смотри, не подведи, Сказки ждут нас впереди! Входит Фея Музыки. ФЕЯ: Здравствуйте, ребята! Я – фея Музыки, я очень рада, что вы ко мне пожаловали. Я люблю рассказывать детям о музыке. Но я вижу, что с вами Сказительница, значит, сегодняшнее путешествие будет необычным? СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Да фея, ты права. Мы много прочитали интересных сказок и нам очень хочется узнать, как эти сказки связаны с музыкой? ФЕЯ: Я с удовольствием вам расскажу об этом. Очень многие композиторы сочиняли музыкальные произведения по сказочным сюжетам (П.Чайковский, М.Мусоргский, С.Даргомыжский, М.Глинка, С.Бородин, Н.Римский-Корсаков и много других). Сегодня речь пойдет об очень известном композиторе. (На экране появляется изображение нескольких шкатулок) А вот и мои волшебные музыкальные шкатулки. Попробуйте узнать, о ком я говорю. Если вы назовете правильно, то откроется первая музыкальная шкатулка. (Изображение 1 шкатулки). Итак, слушайте внимательно: Это русский композитор вначале своего пути совершенно не собирался стать музыкантом. В его роду все военные морские офицеры, есть даже адмирал. Да и сам он стал военным моряком и в звании гардемарина отправился в долгое плавание. И сейчас мы услышим фрагмент его произведения, в котором изображено то, что очень страстно полюбил этот композитор и, что очень часто он обращался к показу этого образа. СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ну-ка, музыка, звучи, нам отгадку подскажи! Фрагмент «Океан – море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (Дети отвечают, на экране – портрет композитора) ФЕЯ: Верно, ребята. Николай Андреевич Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Его перу принадлежат «Сказка» для симфонического оркестра, симфонические сюиты на сказочные сюжеты «Антар» и «Шахеразада», оперы-сказки «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный» и другие. СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Фея Музыки, к нам спешат красны девицы. Давайте внимательно их послушаем и угадаем, а из какой они сказки? Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. 1 девица: «Кабы я была царица,- СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Говорит одна девица,- 1-я: То на весь крещеный мир, Приготовила б я пир». 2 Девица: «Кабы я была царица,- СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Говорит ее сестрица,- 2-я: То на весь бы мир одна Наткала я полотна». 3 Девица: «Кабы я была царица,- СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Третья молвила сестрица,- 3-я: Я б для батюшки-царя Родила богатыря». СКАЗИТЕЛЬНИЦА: В какую же сказку мы с вами попали? (Ответ детей). Что же в сказке происходит и чем же она необычна? (Ответы) ФЕЯ: Александр Сергеевич Пушкин написал эту удивительную сказку, композитор Николай Андреевич Римский –Корсаков, прочитав ее, сочинил музыку к ней. Ведь музыка тоже может все рассказать, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми и таинственными, тревожными. Если внимательно следить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятно, о чем повествует сказка, рассказанная музыкой. В моей следующей шкатулке спрятана музыка и мы, слушая внимательно ее, постараемся определить, какого героя сказки нарисовал композитор? Фрагмент «Белка» ФЕЯ: Вы узнали, какому герою сказки принадлежит эта музыка? (Ответ) А какое настроение музыки? (Веселая, игривая, задорная, забавная, плясовая, легкая, шутливая, скачущая, улыбающаяся, солнечная, сверкающая). СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ребята, а вы помните, как о Белочке говорил Пушкин? Фрагмент «В свете ж вот какое чудо…» (Дети) ФЕЯ: Сегодня у нас необычное путешествие и мы можем сходить в гости к белочке. (На экране сказочный домик) СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Что-то белочки ни видно. Как же нам ее позвать?
ФЕЯ: Пусть каждый из вас сочинит песенку и споет ее, а слова песенки такие: «Белочка, белочка, выйди к нам». Только песенку эту надо спеть так, чтобы белочке захотелось к нам выйти. Как вы думаете, как? (Нужно спеть нежно, ласково).
Песенное творчество
Звучит музыкальная тема Белочки. Выходит Белочка.
БЕЛКА: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Белку холят, берегут…
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Белочка, знаем мы, какая ты мастерица и любишь плясать, петь. Спляши и нам, а мы тебе любимую песенку сыграем.
БЕЛКА: С удовольствием!
Оркестр «Во саду ли, в огороде»
Танцевальное творчество Белочки
ФЕЯ: Ребята, вы знаете, что мелодия темы Белочки взята из народной песни «Во саду ли, в огороде». Не только Римский-Корсаков, но и другие композиторы использовали в своих обработках русские песни. Давайте послушаем, как эта песня звучит в оркестре народных инструментов. Обработал эту песню наш мурманский композитор Владимир Ковбаса. Тема звучит и в оркестре, и в хоре. А исполняет ее ансамбль песни и танца ДК им.Кирова «Россия».
Слушание (или видео) «Во саду ли, в огороде» в исп.ансамбля «Россия»
БЕЛКА: Я спешила к вам в гости с подарками. Только так торопилась, что забыла, в какую шкатулку я положила подарки для вас. Если вы правильно отгадаете музыку, то и подарки найдутся. А мне пора, у меня еще много дел. До свидания, ребята!
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ну-ка, музыка, звучи,
Нам отгадку подскажи!
Музыкальный фрагмент «Полет шмеля»
Дети отгадывают, читают отрывок стихотворения:
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал,
Судно на море догнал…
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Что-то в этой шкатулке больше ничего нет. Давайте Посмотрим другую.
ФЕЯ: Ребята, как вы помните, Николай Андреевич придумывал музыку и к другим сказкам. Давайте послушаем еще один фрагмент.
Звучит ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»
Дети отгадывают образ, из какого произведения он.
На экране картина «Снегурочка», звучит голос:
«Ребята! Я знаю, что вы ищете подарки от Белочки, но их унес кто-то… Только крыльями взмахнул и был таков. А музыка поможет вам узнать, кто это и из какой он сказки. Желаю вам удачи!»
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ну-ка, музыка, звучи,
Нам отгадку подскажи!
Звучит музыкальный фрагмент из вступления к опере «Золотой петушок»
Дети отгадывают персонажа, называют произведение.
Читают отрывок из прозведения (о петушке).
ФЕЯ (обращает внимание детей на шкатулку, открывает ее, в ней находятся подарки от Белочки): Ребята, мы с вами справились с загадками и получили подарки от Белочки. И, конечно, помогла нам в этом сегодня музыка какого композитора? (Ответ детей) Я думаю, что придя в группу мы в рисунках оставим свои впечатления о сказочных образах в музыке Н.А.Римского-Корсакова. А я с вами прощаюсь, до новых встреч в стране Музыки.
|