Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского». |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Костромина Татьяна Владимировна | |||
05.09.2021 09:41 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского». Цели: приобщение детей к музыкальной культуре. Задачи:
Предварительная работа: знакомство с биогрвфией П.И. Чайковского, чтение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, заучивание отрывка текста с группой детей. Оборудование: интерактивная доска, музыкальные инструменты, портрет П.И. Чайковского, записи произведений композитора, игрушки, элементы костюмов для театрализации отрывка сказки.
Ход занятия. Дорогие ребята! Мы собрались в нашем музыкальном зале, чтобы поговорить о музыке. Музыка – это волшебное искусство. «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому нас учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» — так писал о музыке композитор Д.Б. Кабалевский. Вот послушайте стихотворение Ирины Исаевой «Музыка». Я хочу увидеть музыку, Птичьи трели — это музыка, Видишь, лист кленовый кружится, И у ветра, и у солнышка, Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Звучит «Неополита нская песенка» П.И. Чайковского). Какая красивая музыка! А вам, ребята она понравилась? Есть на Земле одна страна, Кто заставляет мир звучать, Как называются люди, которые исполняют музыку? (Музыканты.) Что нужно музыкантам, чтобы исполнять музыку? (Музыкальные инструменты.) Вот я сейчас и проверю, хорошо ли вы знаете музыкальные инструменты? Послушайте загадки, а отгадки вы найдете на столе. (Воспитатель обращает внимание детей на лежащие на столе музыкальные инструменты). Воспитатель загадывает загадки: В руки ты ее возьмешь Заиграет, только тронь, (Гармонь.) Звенит струна, поет она Он никогда не станет старым, (Гитарой.) Я стою на трех ногах, (Рояль.) Что за трубочка такая? (Дудочка.) (Дети отгадывают загадки, находят и показывают инструменты.) А теперь я усложню вам задание: вы, дети, должны узнать инструмент по звуку. (Звучит дудочка, барабан и скрипка — дети называют инструмент, находят его и показывают всем.) Все вы правильно отгадали! А давайте-ка все вместе поиграем на этих музыкальных инструментах. Физкультминутка «Музыканты» (Имитация движений). В руки дудочку беру, туру-туру-туру! Поиграю на баяне гали – гали — гали! Вы порадовали меня, дети! Вы знаете много музыкальных инструментов! Как же называется коллектив музыкантов, который исполняет музыку? (Оркестр.) А кто самый главный в оркестре? (Дирижер). Кто оркестром управляет Но в работе – фантазер А теперь скажите, кто сочиняет музыку для оркестра? (Композиторы.) Правильно! Посмотрите на экран, портрет какого великого русского композитора вы видите? (П. И. Чайковского.) Дети, более ста лет назад П.И. Чайковский первым начал создавать музыкальные произведения для детей. В то время любил П.И. Чайковский проводить лето в гостях у своей сестры и племянников. Он устраивал для детей веселые походы в лес, организовывал музыкальные вечера, вечера танцев. Петр Ильич очень любил наблюдать за играми детей. Вот тогда он и создал целый альбом музыки для ребят. Часть пьес композитор посвятил мальчикам. Вот, послушайте, эта быстрая музыка, напоминающая топот копыт, называется «Игра в лошадки». (Мальчик скачет на лошадке.) Но есть еще целая поэма, связанная с играми девочек – это рассказ о кукле. Кукла заболела. Эта пьеса так и называется «Болезнь куклы». Послушайте ее. (Звучит пьеса «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.) Какая это музыка? – (Печальная, грустная, медленная.) Как искренне и печально раскрыл композитор горе девочки. Но вот девочке подарили новую куклу – красивую, нарядную. (Звучит пьеса «Новая кукла». Девочка играет с куклой.) Что вы скажете об этой музыке? Да, восторг и радость ликования слышим мы в этой пьесе. П.И. Чайковский сочинил целый альбом музыкальных произведений «Времена года». Вы знаете, какой сейчас месяц? (Декабрь.) Давайте послушаем пьесу П.И. Чайковского «Декабрь». (Слушание пьесы «Декабрь».) Какое настроение передает музыка? (Ответы детей.) Знаете ли вы, сколько месяцев в году? А как их зовут? (Дети называют.) Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. Месяцы идут друг за другом и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, что в одной далекой стране была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? Давайте вспомним это вместе и послушаем прекрасную музыку П.И. Чайковского. (Дети занимают места, соответственно сценарию.) Театрализация отрывка из сказки «Двенадцать месяцев» С, Я. Маршака. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Январь».) Воспитатель: Ну-ка, вьюги, ураганы, закрутите, все вокруг заметите! (Выбегают дети с султанчиками, изображают вьюгу.) Воспитатель: Белый снег, пушистый, в воздухе кружится! (Девочки со снежинками в руках кружатся-танцуют.) Воспитатель: И вот в такую погоду мачеха говорит падчерице. Мачеха: (Сердито падчерице) Сходила бы ты в лес, да набрала бы там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. (Ласково гладит свою дочь.) Падчерица: (Жалобно) Да где же я их наберу, ведь в лесу снег да мороз. Пожалейте, матушка, я ведь совсем замерзну. Мачеха: (Топая ногой) Вот тебе корзинка. Ступай, да без цветов не возвращайся. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Февраль».) Воспитатель: Идет девочка в лес плача, в снегу увязая. Падчерица: Мачеха с сестрой в лес меня послали, Подснежников принести приказали. Где же я сейчас их найду? Ох, замерзну я здесь, пропаду. Воспитатель: Видит девочка вдалеке мерцающий огонек. Подходит ближе и видит большой костер. Вокруг сидят люди и переговариваются между собой. Это были двенадцать месяцев. Падчерица: Здравствуйте, добрые люди, Некуда мне бедной деться. Разрешите у вас погреться. А то я совсем замерзла. Месяц-Январь: (Грозно) Ты откуда пришла? Что тебе здесь нужно? Падчерица: Мачеха с сестрой в лес меня послали, да подснежников принести приказали, а без них мне мачеха не велела домой возвращаться. Воспитатель: Узнали месяцы девочку и решили ей помочь. Январь: Слов не будем лишних говорить, а начнем – ка, братцы, чудеса творить. (Бьет посохом.) Март выходит: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. Воспитатель: Глядит девочка, наглядеться не может. Кругом течет, журчит, птицы поют. (Дети изображают пение птиц.) На поляне видимо-невидимо подснежников. Побежала девочка подснежники собирать. (Под музыку девочка собирает подснежники). Только набрала корзинку, опять мороз – зима вернулась. (Январь вышел, стал рядом с Мартом.) Падчерица: Спасибо вам, месяцы, за вашу доброту и за подснежники. (Выходят мачеха и ее дочка.) Мачеха: Наконец-то ты воротилась. Мачехина дочка: А мы думали, ты в лесу заблудилась… Мачеха: Что ты шлялась так долго в лесу? Оторву-ка тебе я косу. Падчерица: Матушка, сестрица, не надо сердиться У месяцев в гостях я была, Да подснежников для вас набрала. (Мачеха и сестра так ахнули, увидев подснежники.) Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что мы будто в сказке побывали! А у меня для вас тоже есть сюрприз! Я знаю, что вы все любите мультфильмы. Вот сейчас посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, как он называется? (Демонстрация отрывка из м /ф «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского). Воспитатель предлагает желающим покружиться в вальсе). - Вы узнали этот мультфильм? Правильно, это «Щелкунчик». Эту волшебно-красивую музыку написал П.И. Чайковский. Что такое музыка-это верный друг. Музыка это — радость, звонкий смех вокруг. Тысяча мелодий, голосов прибой, Потому, что музыка навсегда с тобой! Музыка занимает особое место в жизни каждого человека. Она звучит повсюду. Ни один праздник не обходится без музыки. С ней связаны все жизненные события. Музыка – наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Дарите музыку друг другу! Пойте, танцуйте, чтобы ваше настроение всегда было радостным. (Дети под музыку уходят из музыкального зала). Литература: «Театрализация сказок в коррекционном детском саду». Гнедова О.Л. «По дороге к АЗБУКЕ». Кислова. Т. Р.
|