«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в процессе музыкальной деятельности» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Миронова Елена Ивановна | |||
16.05.2016 22:12 | |||
«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в процессе музыкальной деятельности» Наиболее любимым для меня видом праздника в детском саду является ярмарочное представление. А как его любят дети! Во-первых, оно предусматривает так называемое «сквозное развитие», когда всё происходит в чётком ритме, активной динамике, т.е. с ярким началом выхода детей, дальнейшим движением к кульминации – ещё более яркой и насыщенной, и наконец, запоминающимся завершением. Во-вторых, очень любимая детьми фольклорная основа с народными песнями, плясками, играми, хороводами, инсценировками также привлекают детей всех возрастных групп. И конечно, с весёлыми, залихватскими частушками, которые дети просто обожают. Почему? Да потому что простота, доступность мелодии, юмористическое и даже сатирическое содержание, разнообразие ритмического рисунка очень понятны детям и потому легко ими усваиваются.
Большое значение имеет правильный, грамотный подбор музыкального и песенного репертуара. Вся музыка должна соответствовать возрасту детей, их вокальным возможностям и способностям. Кроме этого, я стараюсь брать песни или музыкальное сопровождение весёлого, задорного и даже юмористического характера. И всегда интересуюсь – нравится песня или музыка детям. Для меня их мнение очень важно. Иначе дети будут исполнять музыкальное произведение без настроения, неэмоционально, без необходимой душевной отдачи. Сюжет ярмарки удобен ещё и тем, что его можно использовать как на осенний утренник, так и мамин праздник и даже, выпускной вечер. Какая почва для раскрытия детских талантов и способностей, творчество на любой вкус: кто-то исполняет частушки, кто-то сопровождает пение игрой на музыкальных инструментах, кто-то обыгрывает бытовые сценки. Кто – то исполняет танцы, передавая их стиль, характер, особенности. Кто – то загадывает загадки. Никто не остаётся в стороне во время такого красочного действа, все хотят внести свой посильный вклад в происходящее, показать, на что они способны. Некоторые дети просят, чтобы их задействовали во всех музыкальных номерах и приходится убеждать их в том, что все дети должны участвовать в какой – либо роли. Дети всегда с нетерпением ждут появления героев: это может быть любимый Петрушка или скоморохи, цыгане с дрессированным медведем, лоточники со своим товаром, Осень, Матрёшка или даже, сказочный персонаж – Баба Яга. На таких праздниках дети раскрываются с самой неожиданной стороны: стеснительные, скованные раскрепощаются, агрессивные становятся мягче, податливее, уступчивее. У детей меняется мимика. Она становится разнообразной, более выразительной. Меняется пластика движений – от напряжённой, беспокойной до чёткой, ясной, целенаправленной. Речь становится эмоциональной, появляются динамические нюансы и оттенки. Дети также любят придумывать и изготовлять детали костюмов, декораций к празднику. Они с гордостью, наперебой рассказывают, как дома с мамой или папой, бабушкой или дедушкой своими руками изготовили ту или иную деталь, украшение. «На ярмарку весёлую все вокруг спешат!» В зал выходят 2 ведущих или один.
Под русскую мелодию в зал заходят дети и 3 коробейника с лотками. Песня «Как на ярмарке весёлой». Муз. Е.Шаламоновой Ведущий: расписные короба, в них товары разные: нужные, отличные, вкусные, прекрасные. Выходят 3 коробейника.
Девочки разбирают платки. «Танец с платками» (аудиозапись) Ведущий: (достаёт из-под коробки шапку) ребята! А чья это шапка? Давайте положим её в коробочку, и кто будет её искать, тому и отдадим. В зал вбегает Петрушка. Петрушка: траля-ля, траля-ля, здравствуйте, мои друзья! (хватается за голову) Что-то голая макушка…я без шапки не Петрушка! Ведущий: а ты, Петрушечка, поищи её, а мы тебе поможем. «Игра с Петрушкой» (Петрушка ищет шапку, а дети подсказывают: «горячо», «холодно») Петрушка: а куда же я пришёл? Дети: на ярмарку! Петрушка: на ярмарку? А что тут можно делать? Дети отвечают. Петрушка: (берёт дудочку) Эти дудки по рублю? Эти дудки я куплю! (прикладывает дудку то к уху, то к глазу, вертит, не зная, как играть) Ведущий: ребята! Научите Петрушку играть на дудочке. Утки – в дудки, кошки – в ложки, бараны – в барабаны, а мы-то на гармошке! Играем, играем, народ потешаем. Песня «Где был, Иванушка?» Петрушка: мне пора уж торг начать и потешку выбирать. Выходят 2 девочки.
Выходят девочка и мальчик. М: Ульяна, где была? Д: в новой деревне. М: что там видела? Д: утку в юбке, курицу в серёжках, свинью в рогоже, нет её дороже! Выходят девочка и мальчик. Д: Федул, что губы надул? М: кафтан прожёг. Д: починить можно? М: да иглы нет! Д: а велика ли дыра? М: остались ворот да рукава! Петрушка: хорошие потешки, я их покупаю. (подходит к мальчику, выводит его) А я тебе бесплатно поддёвку продам. Хочешь? Мальчик: да! Петрушка: Ваня (любое имя), под ногами грязь. (мальчик смотрит под ноги) Не кланяйся, я тебе не князь. Не робей, постой, лучше песню спой! Русская народная песня «Как на речке-речке» (после песни тот же мальчик остаётся посреди зала) Петрушка: молодец, Ванюша, хорошо пел! А в придачу что возьмёшь – щи или кашу? Ваня: кашу! Петрушка: пуговица наша! (пытается отрезать от рубашки пуговицу) Ваня: нет, нет, щи! Петрушка: пуговицу не ищи! (делает тоже самое) Ведущий: Петрушка, хватит шутки шутить да языком молотить. Лучше петь да плясать – пора частушки начинать! «Частушки». Муз. в обработке В.Сёмина
Девочки: мы вас всех повеселили, не пора ли поплясать? Коль ребята приглашают, нам нельзя им отказать! Танец (аудиозапись) Петрушка: да, на ярмарке не получится скучать, пришла пора загадки загадать. Загадки: 1: неказиста, шишковата, а придёт на стол она – скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна. Приготовьте ложки, будем есть…» (Петрушка даёт в корзине овощи) 2: в огороде вырастает, а когда он созревает, варят из него томат, в щи кладут и так едят. Все зовут его «синьор», что же это?... (Петрушка даёт в корзине овощи) 3: он никогда и никого не обижал на свете. С чего же плачут от него и взрослые, и дети? Отвечайте, дети, вслух, ну, конечно, это… Петрушка: а теперь мы поиграем, овощи пособираем. Игра «Передай овощи» (дети встают как в ручеёк, но лицом друг к другу, 2 команды) Петрушка: молодцы, ребята! А на прощанье угостить хочу печеньем, конфетами. Вот вам с маком птички-галочки и петушки на палочке. Ведущий: давайте вместе скажем Петрушке… Дети: спасибо! Ведущий: мы закрываем ярмарку сейчас, приятно было вместе веселиться. Пусть будет настроение у вас и радостью сияют ваши лица. Уходят под ту же музыку, под которую заходили в начале.
|