«Вокально – речевые игры» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Сальникова Алёна Викторовна | |||
02.09.2024 16:09 | |||
«Вокально – речевые игры» (сборник игр) Составитель А.В Сальникова Речевые игры: Речевые игры предполагают подготовку органов речи и слуха воспитанников к восприятию правильного звука и правильному артикуляционному укладу. Данные игры способствуют формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривает развитие интонационной выразительности речи, обогащение словаря и эмоционального воображения. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным. Использование речевых упражнений — помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру.
«Настоящий артист» возраст: 7- 9 лет Цель игры: сформировать хорошую дикцию, познакомить с динамическими оттенками, Развивать силу голоса, подвижность голоса, благозвучность голоса, тон речи. Оборудование: карточки с заданиями (стихотворения, потешки) Ход игры: педагог предлагает прочитать стихи с разной динамикой в голосе. Хрюшки-хрюшки недовольны: Хрю-хрю-хрю! — кричат-кричат. Не хотим носы такие! Лишь две дырочки торчат (Прочитать громко, недовольно) Высоко кричит синичка: “Ой, как выросла клубничка Нужно быстренько срывать Полетела деток звать! ” (Прочитать громко, с тревогой) Щёчки, щёчки, щёчки Ямочки, комочки; Целый день до ночки Улыбайтесь щёчки! (Прочитать тихо, ласково) Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик Тише Танечка не плачь: Не утонет в речке мяч. (Прочитать громко, тихо) Тише мыши, тише мыши Кот сидит у самой крыше Мышка, мышка берегись И коту не попадись! (Прочитать тихо, громко) Мышки, мышки побежали Сорок кошек напугали Кошки заревели И мышат всех съели! (прочитать ехидно). «Речевая зарядка» Возраст: 7 – 8 лет Цель игры: развитие слуховое внимание, улучшить взаимодействие координации слуха и голоса, повысить работоспособность детей. Оборудование: синтезатор. Ход игры: дети читают стихи под музыкальный стиль без гармонии, только под ударные инструменты. Педагог может играть быстро, медленно, выбрав различные аранжировки музыкальных стилей. Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница. Вышли мышки как — то раз, Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре Мышки дёрнули за гири, Вдруг раздался страшны звон Побежали мышки вон. «Эхо» Возраст: 7 – 8 лет Цель игры: развитие выразительной дикции, развитие внимание и реакции. Оборудование: карточки с текстом Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на группы и представить, что они в лесу. Одна группа детей читают громко строчку из стихотворения, а остальные дети повторяют тихо окончание фразы, как «эхо». В огороде шум-шум-шум, Зайка-зайка: хрум – хрум — хрум, Прыг-прыг-прыг по пням, по пням, Съел морковку – ням – ням — ням! Наступили холода — да – да — да Я на лыжах иду – ду – ду – ду. Быстро с горки качусь – усь — усь Пришла зимушка зима – зима. Вокальные игры Цель вокально-речевых игр сформировать и развить подвижность голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации. Вокально-речевые игры, выполняяроль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности. Музыкальные речевые игры организуют деятельность голосового аппарата, развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки, дыхательный и артикуляционный аппарат, укрепляют здоровье детей. Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает провести занятие — интересно, а детям быстро усвоить музыкальный материал. «Иностранец» Возраст: 7 – 10 лет Цель игры: Развивать интонационно – речевую и мимическую выразительность. «Безопасно» тренировать связки. Развивать артистические способности. Оборудование: карточки с названием знакомых песен. Ход игры: Педагог объясняет ситуацию, что к нам приехал «иностранец» и он не знает языка. Педагог предлагает воспитаннику спеть беззвучно знакомую песню «про себя», а другому ребёнку — «иностранцу» отгадать по артикуляции, мимике и настроению песню, понять слова. «Испорченный телевизор» Возраст: 7 – 9 лет Цель игры: развивать внимание и вокально – слуховую координацию, интонационную выразительность звука (примечание: играть, когда будет достигнута чистая интонация). Тренировать «внутренний слух». Оборудование: музыкальный центр, фонограмма знакомых песен. Ход игры: педагог предлагает детям представить, что они выступают по телевизору. Но по техническим причинам телевизор сломался, исчезает звук. Детям предлагается исполнить песню до конца. «Мальчик и пальчик» Возраст: 7 – 8 лет Цель игры: развивать музыкальный слух и голос, учить различать оттенки музыки, лад. Учить придумывать свои варианты мелодий и исполнять их эмоционально и выразительно. Оборудование: карточки с текстом «Плачет мальчик, ушиб свой пальчик». «Завязали пальчик, засмеялся мальчик». Ход игры: педагог предлагает детям придумать мелодии в миноре и мажоре на заданный текст. Исполнить песенку. «Красавица Яга» Возраст: 7 – 8 лет Цель игры: развивать интонационно – речевую выразительность. Пластическую и мимическую выразительность. Артистические способности. Учить детей погружаться в разные эмоциональные состояния. Оборудование: парик, зеркало Ход игры: педагог предлагает детям сыграть бабу – Ягу. Нужно надеть парик и перед зеркалом придумать мелодию на слова: «На красавицу Ягу, наглядеться не могу!». Нужно постараться придумать свой образ сказочного персонажа (смешную, добрую, злую). «Угадай — ка» Возраст: 7 – 9 лет Цель игры: развивать музыкальную память, воображение, словарный запас. Оборудование: меховые наушники, фонограмма знакомых песен. Ход игры: педагог выбирает воспитанника, который наденет наушники и будет угадывать песню. Остальные дети слушают знакомую песню. После прослушивания ребёнок, который не слышал песню, задаёт вопросы по характеру и содержанию песни. Дети отвечают на вопросы, не называя название песни. Воспитанник, который был в наушниках должен отгадать песню. «Узнай по голосу» Возраст: 7 лет Цель игры: развивать слуховое внимание, тембровый слух. Развивать умение самостоятельно находить песенные импровизации. Оборудование: шарф, синтезатор. Ход игры: педагог и дети выбирают водящего, завязывают ему глаза. Дети становятся в круг и исполняют песню «Здравствуй утёнок. Чей ты ребёнок? Куда плывёшь ты? Кого зовёшь ты?». Один из играющих, заранее выбранный поёт: «Знаете сами, я плыву к маме!». Водящий должен узнать голос солиста. «Поймай звук» Возраст: 7 – 8 лет Цель игры: учить, точно воспроизводить заданный звук. Развивать звуковысотный слух. Учить интонировать музыкальные фразы. Оборудование: синтезатор, упражнения для распевания, фишки. Ход игры: педагог играет и поёт несложные упражнения, музыкальные фразы дети по очереди повторяют за педагогом. Стараются повторить звуки (а-у, бим- бом, динь –дан- дон). Ребёнок, который точно «поймал звук» получает фишку. «Передай песенку по кругу» Возраст: 7- 9 лет Цель игры: развивать вокальные навыки, петь легко, мягко не форсировать звук. Развивать умение слышать и различать вступление, куплет, припев песни. Оборудование: карточки, маркеры, фонограмма пройденного репертуара. Ход игры: педагог предлагает написать детям на карточках свою любимую песню. И подарить песенку другу. Дети получают в подарок песню, исполняют её сольно. Если репертуар совпадает, то дети могут по очереди спеть куплет, припев или исполнить песню вместе. «Мини – концерт» Возраст: 7 – 10 лет Цель игры: развивать умение исполнять песню в своём диапазоне. Учить петь сольно, в дуэте, трио, квартете. Развивать умение делать анализ собственного исполнения, слышать свои ошибки. Воспитывать коммуникативные качества. Оборудование: карточки: «Солист», «Дуэт», «Трио», «Квартет». Фонограмма пройденного репертуара. Диктофон. Ход игры: педагог предлагает детям по очереди выбрать карточки и определиться в группы. Дети выбирают знакомую песню, исполняют её. Педагог делает запись на диктофон. После прослушивание записей дети делают анализ своей работы. Можно выбрать ведущего, который будет объявлять, артистов. «С песенкой по лесенке» Возраст: 7 – 10 лет Цель игры: развивать музыкальную память, умение различать структуру песни (вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание), творческие способности. Оборудование: чистые листы бумаги, маркеры, синтезатор, фонограмма пройденных песен. Ход игры: педагог предлагает детям написать на листочках, знакомую песню. Листочки с записями перемешиваются. Каждый участник игр, выбирает песню и исполняет её. Педагог оценивает исполнение, даёт задание: спеть первый куплет; спеть припев и так далее. «Песня года» (Автор В. П. Анисимов) Возраст: 10 – 12 лет Цель игры: выявить эстрадные предпочтения воспитанников, желание детей заниматься песенным творчеством, уровня развития у них способностей и необходимых знаний и умений (способность к перевоплощению, умение обосновать выбор исполняемой песни). Оборудования: ноты, синтезатор, фонограмма (плюс, минус), микрофон. Ход игры: педагог предлагает детям перевоплотиться в «звёзд» современной эстрады и исполнить знаменитый хит певца. Или представить, что воспитанник выступает перед зрителями со своей собственной песней. Воспитанник придумывает название песни, объявляет её, исполняет. «Кто кого перепоёт» Возраст: 8 – 10 лет Цель игры: развивать у детей умение различать образный характер музыки. Развивать у детей представление о песенных жанрах. Развивать творческие способности. Оборудование: карточки с текстом «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный. То это не мой колпак», синтезатор, фонограмма. Ход игры: педагог предлагает детям спеть песню, используя различные стили мелодий (баллада, рок, марш, поп). Педагог, предлагает детям, узнать в каком музыкальном жанре он исполнил песню. Можно спеть песню на различный мотив ( «Во саду ли, в огороде, «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Песенка друзей»). «Музыкальный магазин» Возраст: 9 – 10 лет Цель игры: развивать музыкальную память, вызвать положительные эмоции, стимулировать увлечённость в обучении. Оборудование: нотки, фонограмма, конфеты. Ход игры: педагог предлагает детям купить песню и вместо денег использовать фишки – нотки. Дети идут в магазин, покупают песню (каждая нотка — это количество сыгранных нот из песни). Ребёнок покупает песню за 3 -7 ноток, слушает, отгадывает песню. За правильный ответ нотки возвращаются и в конце занятия превращаются в конфеты. Если воспитанник не угадал песню нотки – фишки остаются в магазине. Бонус – спеть песню под полный аккомпанемент. Репертуар должен быть знакомый. «Живая клавиатура» (Автор Л. Н. Лёхина) Возраст: 7 – 9 лет Цель игры: развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии. Оборудование: карточки на ленточках с названием нот, синтезатор. Ход игры: педагог предлагает детям выбрать карточку и присвоить себе имя (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Дети выстраиваются в ряд, педагог играет отдельные звуки, ребёнок голосом повторяет их абсолютную высоту. Усложнение игры – педагог исполняет на «живой клавиатуре» знакомые детям песенки небольшого диапазона, и дети их озвучивают. «Нарисуй звук» Возраст: 7 – 8 лет. Цель игры: закрепить понятие долгие, короткие звуки. Научить детей экономно расходовать свое дыхание. Оборудование: чистый лист бумаги, цветные маркеры, синтезатор. Ход игры: педагог предлагает детям взять правильно дыхание и спеть по очереди долгий звук, любую ноту в пределах октавы. Воспитанники рисуют «звук». Методом «зрительного контроля» педагог и дети делают анализ – присваивают призовые места. Можно разнообразить игру – выдыхать звуки (З — З,С-С, Ж-Ж). Педагог играет на инструменте интервал секунду, а детей назвать «Лена – пчела», «Оля – комарик». «Светофор поёт песенки» Возраст: 7 – 9 лет Цель игры: развитие вокально – хоровых навыков, зрительного внимания. Оборудование: круглые цветные карточки (цвета — зелёный, желтый, красный). Ход игры: педагог предлагает спеть знакомую песню, обращая внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют вслух, на жёлтый свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все фразы песни и вслух, и про себя, вступив точно, продолжая тест и мелодию.
|