Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей.
Занятия по Музыке
Автор: Матвеенко Наталья Юрьевна   
20.05.2024 09:20

Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей.Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей.

Методическая разработка по развитию детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность.

Музыкальные игры из многолетнего практического опыта педагога-психолога, музыкального руководителя Матвеенко Натальи Юрьевны

«Музыка — могучий источник мысли. … В.А. Сухомлинский

Работая с детьми раннего возраста, я очень внимательно за ними наблюдаю. Мои многолетние наблюдения показали, что у малышей есть много того, чему мы можем научиться у них. Они видят мир другими глазами, для них открыты все пути, они доверяют своим чувствам, они свободны от правил и условностей.

 

Я считаю, что одна из главных задач воспитания детей – это найти подход к ребенку — «ключик», с помощью которого можно раскрыть внутренний потенциал ребенка, помочь ему в развитии и дать правильную траекторию. Сколько детей – столько «ключиков». А музыка – один из помощников в этом поиске.

На моих занятиях большое значение придается музыке – как связующему интегрирующему звену между различными сторонами обучения и развития детей. Живым музыкальным оформлением сопровождается каждая смена вида деятельности детей. Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств, и, как полифункциональное искусство эффективно воздействует на личность ребенка.

В раннем возрасте происходит интеграция всех видов деятельности: движение может сопровождаться игрой на элементарных музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, ложках); восприятие музыки может сопровождаться движением, а пение скорее является подпеванием, поскольку это только начальный этап становления вокально-певческих навыков. Но при этом ведущими видами музыкальной деятельности ребенка раннего возраста являются слушание музыки и восприятие через музыкальное движение. Слушая музыку, малыш непосредственно реагирует на нее, что отражается через движение рук и ног, мимику лица.

Восприятие музыкального образа поддерживается дополнительными средствами, такими как: визуальный ряд, стихотворение. Здесь важно отметить, что речь педагога должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, выразительностью, а его голос -благозвучным.

Важно отметить, что занятия музыкой полезны для развития артикуляционного аппарата, формирования интеллектуальной грамотности и в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков.

Включение музыки во все сферы жизнедеятельности ребенка может улучшить его коммуникативные возможности, сделать физическое и интеллектуальное развитие эмоционально благополучным.

Воспитателям и специалистам необходимо проводить специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком, создавать для него особый эмоциональный климат. В создании такого климата прекрасным помощником является музыка.

В этой методической разработке предлагаетсяавторский материал, который уже более 15 лет используется в работе с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и детских центрах развития. Этот материал может быть полезен и воспитателям, и специалистам, и родителям.

1. Игра – приветствие.

Эта игра предвосхищает приход какого-либо гостя-друга.

1) «Приходите в гости» (авторская)

С добрымутром, с добрымутром! Хлопаем в ладоши

Говорим мы всем друзьям.

С добрымутром, с добрымутром!

Приходите в гости к нам! Жестом рукприглашаем, зовём

2. Знакомство с музыкальными инструментами.

Музыкальные инструменты для детей раннего возраста – это, в первую очередь, предметы. А предметная деятельность, как известно, является ведущей на данном этапе развития. Она обусловливает развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности и способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. Необходимым условием для развития интеллектуального потенциала ребенкаявляется разнообразие и сменяемость предметной среды, предоставление свободы исследования (предметно -манипулятивнаядеятельность).

Поэтому, прежде, чем начать знакомить детей с приёмами игры на музыкальных инструментах, необходимо дать им возможность их исследовать.

1) «Бубен»

Педагог даёт детям в руки бубны.

Дети внимательно рассматривают пластиночки, отверстия в бубне, играют на них так, как им нравится, прислушиваясь к звучанию.

На следующем этапе знакомства с музыкальными инструментами педагог показывает приём игры на них, сопровождая текстом.

Музыку мы любим

Возьмём мы в руки бубен

Ладошкой по нему побьём

И песню звонкую споём.

!Дать возможность детям послушать, КАК звучит бубен.

2) Игра «Тихо-громко»

Постучим мы тихо тук, тук, тук

И тогда услышим тихий звук

Постучим сильнее тук, тук, тук

И тогда услышим громкий звук.

А теперь поднимем бубенПедагог поднимает бубен вверх

И трясти его мы будемТрясёт бубном

Бубны в ручках у ребят.

Очень весело звенят. Педагог показывает, как бубен звенит.

3) Танец-игра с бубнами «Вот так бубны»!

Музыка Спадавеккиа Антонио

(мелодия песни «Добрый жук»)

Текст С.Матвеенко

1 куплет:

Вот так бубны у ребят, у ребят, у ребят

Очень весело звенят, весело звенят

Дети играют на бубнах, стоя в кругу

Припев:

Ай да бубен, бубенец, бубенец, бубенец!

Кто играет молодец, молодец, молодец!

Дети поднимают бубны вверх и кружатся

2 куплет

По коленочкам тук-тук, я твой друг, ты мой друг.

Пусть танцуют все вокруг, дружно все вокруг!

Дети стучат бубнамипо коленочкам

Припев:

Дети поднимают бубны вверх и кружатся

3 куплет

Громко ножками топ-топ, раз-два-три, топ-топ-топ…дети топают ногами

И ладошками хлоп хлоп, громче хлоп-хлоп-хлоп. стучат по бубну ладошкой

Припев:

Дети поднимают бубны вверх и кружатся

4) Деревянные ложки

Педагог показывает ложки и произносит следующий текст

Ложки две

Чудеса творят

Стоит в ручки взять-

Весело стучат. Стучит, детки слушают.

Педагог раздаёт всем детям по 2 ложки и даёт возможность их рассмотреть, потрогать. Сначала я даю детям нераскрашенные ложки, и они играют ими.

А спустя некоторое время показываю хохломские, обращая внимание детей на красоту хохломской росписи: цветочки, ягодки, листочки и т.д.)

Следующим этапом знакомства с ложками педагог обучает приёму игры на них, стучит ложками и говорит:

Тук, тук, тук, тук

Все услышали мы стук

Постучи немножко

Поиграем в ложки.

Под русскую народную музыку дети играют в ложки.

Далее можно провести игру «Громко-Тихо» (см. выше)

5) Игра с деревянными палочками.

Игра способствует развитию чувства ритма, слухового внимания, речи.

Для детей от 2-х лет.

Педагог стучит палочкой о палочку и произносит текст.

Вариант 1

Тук, тук, тук, тук

Все услышали мы звук

Это палочки стучат

Поиграть зовут ребят.

Под русскую народную музыку дети играют на палочках. Эту игру можно включить в досуг «День пап», показать, какие помощники, строить домик и забивать «гвоздики».

Играйте, пойте, пляшите, музицируйте, импровизируйте!

Творческих успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год