Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Матвеенко Наталья Юрьевна | |||
20.05.2024 09:20 | |||
Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей. Методическая разработка по развитию детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность. Музыкальные игры из многолетнего практического опыта педагога-психолога, музыкального руководителя Матвеенко Натальи Юрьевны «Музыка — могучий источник мысли. … В.А. Сухомлинский Работая с детьми раннего возраста, я очень внимательно за ними наблюдаю. Мои многолетние наблюдения показали, что у малышей есть много того, чему мы можем научиться у них. Они видят мир другими глазами, для них открыты все пути, они доверяют своим чувствам, они свободны от правил и условностей.
Я считаю, что одна из главных задач воспитания детей – это найти подход к ребенку — «ключик», с помощью которого можно раскрыть внутренний потенциал ребенка, помочь ему в развитии и дать правильную траекторию. Сколько детей – столько «ключиков». А музыка – один из помощников в этом поиске. На моих занятиях большое значение придается музыке – как связующему интегрирующему звену между различными сторонами обучения и развития детей. Живым музыкальным оформлением сопровождается каждая смена вида деятельности детей. Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств, и, как полифункциональное искусство эффективно воздействует на личность ребенка. В раннем возрасте происходит интеграция всех видов деятельности: движение может сопровождаться игрой на элементарных музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, ложках); восприятие музыки может сопровождаться движением, а пение скорее является подпеванием, поскольку это только начальный этап становления вокально-певческих навыков. Но при этом ведущими видами музыкальной деятельности ребенка раннего возраста являются слушание музыки и восприятие через музыкальное движение. Слушая музыку, малыш непосредственно реагирует на нее, что отражается через движение рук и ног, мимику лица. Восприятие музыкального образа поддерживается дополнительными средствами, такими как: визуальный ряд, стихотворение. Здесь важно отметить, что речь педагога должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, выразительностью, а его голос -благозвучным. Важно отметить, что занятия музыкой полезны для развития артикуляционного аппарата, формирования интеллектуальной грамотности и в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков. Включение музыки во все сферы жизнедеятельности ребенка может улучшить его коммуникативные возможности, сделать физическое и интеллектуальное развитие эмоционально благополучным. Воспитателям и специалистам необходимо проводить специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком, создавать для него особый эмоциональный климат. В создании такого климата прекрасным помощником является музыка. В этой методической разработке предлагаетсяавторский материал, который уже более 15 лет используется в работе с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и детских центрах развития. Этот материал может быть полезен и воспитателям, и специалистам, и родителям. 1. Игра – приветствие. Эта игра предвосхищает приход какого-либо гостя-друга. 1) «Приходите в гости» (авторская) С добрымутром, с добрымутром! Хлопаем в ладоши Говорим мы всем друзьям. С добрымутром, с добрымутром! Приходите в гости к нам! Жестом рукприглашаем, зовём 2. Знакомство с музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты для детей раннего возраста – это, в первую очередь, предметы. А предметная деятельность, как известно, является ведущей на данном этапе развития. Она обусловливает развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности и способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. Необходимым условием для развития интеллектуального потенциала ребенкаявляется разнообразие и сменяемость предметной среды, предоставление свободы исследования (предметно -манипулятивнаядеятельность). Поэтому, прежде, чем начать знакомить детей с приёмами игры на музыкальных инструментах, необходимо дать им возможность их исследовать. 1) «Бубен» Педагог даёт детям в руки бубны. Дети внимательно рассматривают пластиночки, отверстия в бубне, играют на них так, как им нравится, прислушиваясь к звучанию. На следующем этапе знакомства с музыкальными инструментами педагог показывает приём игры на них, сопровождая текстом. Музыку мы любим Возьмём мы в руки бубен Ладошкой по нему побьём И песню звонкую споём. !Дать возможность детям послушать, КАК звучит бубен. 2) Игра «Тихо-громко» Постучим мы тихо тук, тук, тук И тогда услышим тихий звук Постучим сильнее тук, тук, тук И тогда услышим громкий звук. А теперь поднимем бубенПедагог поднимает бубен вверх И трясти его мы будемТрясёт бубном Бубны в ручках у ребят. Очень весело звенят. Педагог показывает, как бубен звенит. 3) Танец-игра с бубнами «Вот так бубны»! Музыка Спадавеккиа Антонио (мелодия песни «Добрый жук») Текст С.Матвеенко 1 куплет: Вот так бубны у ребят, у ребят, у ребят Очень весело звенят, весело звенят Дети играют на бубнах, стоя в кругу Припев: Ай да бубен, бубенец, бубенец, бубенец! Кто играет молодец, молодец, молодец! Дети поднимают бубны вверх и кружатся 2 куплет По коленочкам тук-тук, я твой друг, ты мой друг. Пусть танцуют все вокруг, дружно все вокруг! Дети стучат бубнамипо коленочкам Припев: Дети поднимают бубны вверх и кружатся 3 куплет Громко ножками топ-топ, раз-два-три, топ-топ-топ…дети топают ногами И ладошками хлоп хлоп, громче хлоп-хлоп-хлоп. стучат по бубну ладошкой Припев: Дети поднимают бубны вверх и кружатся 4) Деревянные ложки Педагог показывает ложки и произносит следующий текст Ложки две Чудеса творят Стоит в ручки взять- Весело стучат. Стучит, детки слушают. Педагог раздаёт всем детям по 2 ложки и даёт возможность их рассмотреть, потрогать. Сначала я даю детям нераскрашенные ложки, и они играют ими. А спустя некоторое время показываю хохломские, обращая внимание детей на красоту хохломской росписи: цветочки, ягодки, листочки и т.д.) Следующим этапом знакомства с ложками педагог обучает приёму игры на них, стучит ложками и говорит: Тук, тук, тук, тук Все услышали мы стук Постучи немножко Поиграем в ложки. Под русскую народную музыку дети играют в ложки. Далее можно провести игру «Громко-Тихо» (см. выше) 5) Игра с деревянными палочками. Игра способствует развитию чувства ритма, слухового внимания, речи. Для детей от 2-х лет. Педагог стучит палочкой о палочку и произносит текст. Вариант 1 Тук, тук, тук, тук Все услышали мы звук Это палочки стучат Поиграть зовут ребят. Под русскую народную музыку дети играют на палочках. Эту игру можно включить в досуг «День пап», показать, какие помощники, строить домик и забивать «гвоздики». Играйте, пойте, пляшите, музицируйте, импровизируйте! Творческих успехов!
|