Влияние музыки на здоровье детей. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Башкардина Ольга Владимировна | |||
28.12.2023 21:05 | |||
Влияние музыки на здоровье детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться ужев детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Важнейшая роль отводиться музыке! Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно — сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление и секрецию желудочного сока, помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка, симфонические произведения Моцарта и Бетховена. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев.
В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный эмоциональный настрой детей на целый день и задает определенный темп движения. На музыкальных занятиях (2 раза в неделю) все виды деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, музыкально-ритмические движения способствуют укреплению и сохранению здоровья наших дошколят. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно составляет 3-10 минут (в зависимости от возраста детей). Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Слушание музыкальных произведений улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. Часто наши дети, слушая классическую музыку, выражают свои впечатления в танцевальных импровизациях. Слушание правильно подобранной музыки (лучше классической: П. И Чайковского, М.И. Глинки, А. Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, Г Свиридова, Д. Кабалевского) повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Чтобы оставаться бодрым и полным сил, 2-3 раза в день по 30 40 мин. Слушайте музыку, подбирая ее по ситуации. Разные музыкальные инструменты по-разному влияют на наш организм. Итак, какой инструмент за что "отвечает"?
озлобленность;
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по ВОЗДЕЙСТВИЮ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА — это ОРГАН. Он приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника и его называют проводником энергии "космос земля -космос"; А КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН, используемый и сейчас нашими предками всегда помогал в случаях изгнания бесовской силы. Считается, что КОЛОКОЛ связан со святыми силами и людскими душами. Он будит землю и небо. Колокольный звон влияет на работу кровеносных и лимфатических систем человека, лечит психические заболевания. Его звон "убивает" микробы и бактерии (влияние ультразвука). " Музыка-волшебное лекарство" "Музыка лечит душу и тело" -такую надпись можно найти на некоторых музыкальных инструментах эпохи Ренессанса. Звуки, ритмы и музыкальная гармония непосредственно воздействуют на наше эмоциональное состояние. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
Музыка действует избирательно, в зависимости:
Музыкальные жанры, оказывающие лечебное воздействие - Классическая музыка-универсальное оздоровительное воздействие на психику и тело. Повышает уровень иммуноглобулина.
Учеными доказано воздействие музыки на клеточном уровне. На нее реагируют раковые клетки, причем от одной музыки они начинают, активно расти, и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. А такие микробы, как стафилококк и кишечная палочка, от правильно подобранной музыки и вовсе погибают. Танцы, ритмичные движения, подвижные игры восполняют физиологическую потребность детского растущего организма в движении. Они мобилизуют физические силы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, вырабатывают грацию, координацию движений. Немаловажно, что такая коллективная деятельность развивает у детей организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность. Пение, песенное творчество, распевки, артикуляционная гимнастика– помогает детям расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Это идеальный способ помочь детям с нарушениями речи. Оно улучшает их артикуляцию, дикцию. Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации, что помогает стимулировать и улучшать их работу. Частое пение – это доступный практически каждому способ улучшить функционирование иммунной системы организма, констатируют ученые. Данная особенность пения подтверждается исследованием Института музыкального образования при Университете Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне. Специалисты анализировали образцы слюны певцов хора. Было установлено: после урока вокала количество иммуноглобулинов А (белков, обеспечивающих способность иммунной системы атаковать патогены) увеличивалось у тех, кто пел. У тех, кто только слушал музыку, количество антител не менялось. Занятие пением минимум 15 минут включает механизмы глубокого дыхания, при котором кислород достигает нижних частей легких. Это улучшает их работу и способствует хорошему кровообращению: органы тела интенсивнее снабжаются кровью, вдобавок стабилизируется артериальное давление. Таким образом пение является простым и действенным способом профилактики опасных нарушений мозга и сердца – инфарктов, инсультов, тромбов. Еще один плюс активизации кровообращения за счет пения – ускоренное выведение токсинов, более активный метаболизм и сжигание жира. Организму 15-минутный вокал дает нагрузку, сопоставимую с легким спортом, отмечают научные специалисты. Разные исследования свидетельствуют, что пение высвобождает многочисленные гормоны (эндорфин, серотонин, дофамин), которые действуют как усилители настроения. Через 30 минут к ним добавляется окситоцин, «гормон объятий», который обычно вырабатывает организм людей, состоящих в счастливых отношениях. Гормоны стресса, адреналин и кортизол, напротив, расщепляются, что снижает нервное напряжение, раздражительность. Вдобавок, когда мы поем, происходит стимуляция шишковидной железы и высвобождается мелатонин – это улучшает сон, помогает предотвратить рак. «Сейчас, когда мы много времени проводим дома, пение может стать одним из самых полезных занятий, не стоящих ни копейки. Не имеет значения, насколько хорошо вы умеете петь. Главное, делайте это как можно чаще! Если при этом обращать внимание на правильное глубокое дыхание и вертикальную осанку, пение может стать настоящим лекарством для души и тела», — резюмировали ученые в публикации журнала Freundin (Германия). Таким образом, мы видим, что в детском саду музыкальному воспитанию уделяется большое внимание в плане разностороннего развития дошкольников. Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Ребенок слушает музыку, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах. К сожалению, в школе эта работа не продолжается, уроки музыки считаются второстепенными. А ведь очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки.» В.А Сухомлинский.
|