Использование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Ерофеева Алена Владимировна | |||
07.12.2023 09:47 | |||
Использование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста Ерофеева Алена Владимировна – музыкальный руководитель дошкольных групп МБОУ «Устьинской СОШ» с. УстьеСунтарского района РС (Я) Современные исследования показывают, что вырос процент детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Причины этих нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. Учитывая, тот факт, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, в системе дошкольного образования идет поиск новых форм и методов работы. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая которого была разработана Александром Лурия и его коллегами Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е.Д. Хохмской, Т.В. Ахутиной. Данный подход предполагает использование тела для развития психических функций: выполняя определенные упражнения, мы имеем возможность воздействовать на ту или иную часть мозга, которая отвечает за запоминание, внимание, речь и т.д. а, следовательно, и на развитие музыкальных способностей, на развитие чувства ритма. Еще в 1975 году нейробиологами экспериментальным путем было установлено, что основной способ аккумуляции электрической активности в стволе головного мозга — это музыка. Известно, что обязательная составляющая музыки – это ритм. Ритмическая пульсация служит источником тонизирования и структурирует активность ребенка, дает ему опору временной организации поведения. Чувство ритма тесно связано с электрической активностью мозга. То есть ритм позволяет мозгу аккумулировать электрическую энергию, необходимую для его работы. Еще одним открытием стало то, что ритм активизирует волновую активность в различных участках мозга, позволяя ему возбуждаться или успокаиваться, в зависимости от того, какой именно ритм влияет на мозг в данный момент.
Само по себе чувство ритма — это врожденное свойство мозга. Однако наш мозг развивается в зависимости от тех условий, которые ему созданы. Поэтому это качество можно развивать. В нашем случае через музыкальныенейроупражнения, игру на нейроложках. Для развития чувства ритма у дошкольников мы применяем различные потешки, прибаутки, короткие стишки, ритмические формулы которых в состоянии воспринять и обработать детский мозг. А с помощью нейронагрузки они просто незаменимы. В простых четверостишиях, например, первые 2 строчки сопровождаются хлопками, последние 2 строчки — кулачками (молоточки). Хлопки и кулачки – это база нейроупражнений, чередование которых формирует новые нейронные связи, отвечающие за развитие чувства ритма в том числе. Еще одно музыкальное нейроупражнение — чередование видов шагов с использованием бубнов в музыкально-ритмической игре «Большие и маленькие ноги» наверняка используют многие музыкальные руководители. Когда идут «большие ноги» — ритмичные удары бубном, когда «ноги побежали» — тремоло. Еще одна нейроигра, которая нравится дошкольникам – «На парад идет отряд». Детям предлагается маршировать на месте под счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в четвертом — на счет «четыре». Повторить несколько раз. Сначала движения выполняются совместно с взрослым в медленном темпе, после усвоения темп может увеличиваться. Настоящей находкой для нас стало использование нейроложек. Нейроложкивнешне схожи с деревянными. Это две алюминиевые ложки, которые соединены между собой черенками, имеющие пространство между черпаками. При ударе ложки создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от нашего тела, ложка начинает вибрировать, частицы воздуха колеблются о барабанную перепонку нашего уха и передают колебания ей. Эти колебания мы воспринимаем как звук. Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Игра на нейроложках с младшими дошкольниками сопровождается стихотворным текстом (это опять же потешки, прибаутки, короткие стишки или песенки). Ребята старшего дошкольного возраста сопровождают игрой на ложках собственное пение, передают и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения. Игра на ложках развивает не только чувство ритма, но и координацию движений, помогает изучить физические свойства звука, вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, прививает любовь к коллективномумузицированию, стимулирует творческую инициативу. Осознанные действия координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти. Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражненией дают педагогам новые возможности при решении задачи по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, чувства ритма в том числе. Кроме ожидаемого влияния на развитие чувства ритма, нейроподход в сочетании с музыкой может решить ряд задач познавательной сферы, а музыкальные занятия сделать более интересными и увлекательными для детей. Источники
|