Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Ерофеева Алена Владимировна   
07.12.2023 09:47

Использование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возрастаИспользование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Ерофеева Алена Владимировна – музыкальный руководитель дошкольных групп МБОУ «Устьинской СОШ» с. УстьеСунтарского района РС (Я)

Современные исследования показывают, что вырос процент детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Причины этих нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

Учитывая, тот факт, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, в системе дошкольного образования идет поиск новых форм и методов работы. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая которого была разработана Александром Лурия и его коллегами Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е.Д. Хохмской, Т.В. Ахутиной.

Данный подход предполагает использование тела для развития психических функций: выполняя определенные упражнения, мы имеем возможность воздействовать на ту или иную часть мозга, которая отвечает за запоминание, внимание, речь и т.д. а, следовательно, и на развитие музыкальных способностей, на развитие чувства ритма.

Еще в 1975 году нейробиологами экспериментальным путем было установлено, что основной способ аккумуляции электрической активности в стволе головного мозга — это музыка. Известно, что обязательная составляющая музыки – это ритм. Ритмическая пульсация служит источником тонизирования и структурирует активность ребенка, дает ему опору временной организации поведения. Чувство ритма тесно связано с электрической активностью мозга. То есть ритм позволяет мозгу аккумулировать электрическую энергию, необходимую для его работы. Еще одним открытием стало то, что ритм активизирует волновую активность в различных участках мозга, позволяя ему возбуждаться или успокаиваться, в зависимости от того, какой именно ритм влияет на мозг в данный момент.

 

Само по себе чувство ритма — это врожденное свойство мозга. Однако наш мозг развивается в зависимости от тех условий, которые ему созданы. Поэтому это качество можно развивать. В нашем случае через музыкальныенейроупражнения, игру на нейроложках.

Для развития чувства ритма у дошкольников мы применяем различные потешки, прибаутки, короткие стишки, ритмические формулы которых в состоянии воспринять и обработать детский мозг. А с помощью нейронагрузки они просто незаменимы. В простых четверостишиях, например, первые 2 строчки сопровождаются хлопками, последние 2 строчки — кулачками (молоточки). Хлопки и кулачки – это база нейроупражнений, чередование которых формирует новые нейронные связи, отвечающие за развитие чувства ритма в том числе.

Еще одно музыкальное нейроупражнение — чередование видов шагов с использованием бубнов в музыкально-ритмической игре «Большие и маленькие ноги» наверняка используют многие музыкальные руководители. Когда идут «большие ноги» — ритмичные удары бубном, когда «ноги побежали» — тремоло.

Еще одна нейроигра, которая нравится дошкольникам – «На парад идет отряд». Детям предлагается маршировать на месте под счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в четвертом — на счет «четыре». Повторить несколько раз. Сначала движения выполняются совместно с взрослым в медленном темпе, после усвоения темп может увеличиваться.

Настоящей находкой для нас стало использование нейроложек. Нейроложкивнешне схожи с деревянными. Это две алюминиевые ложки, которые соединены между собой черенками, имеющие пространство между черпаками. При ударе ложки создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от нашего тела, ложка начинает вибрировать, частицы воздуха колеблются о барабанную перепонку нашего уха и передают колебания ей. Эти колебания мы воспринимаем как звук. Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.

Игра на нейроложках с младшими дошкольниками сопровождается стихотворным текстом (это опять же потешки, прибаутки, короткие стишки или песенки). Ребята старшего дошкольного возраста сопровождают игрой на ложках собственное пение, передают и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения.

Игра на ложках развивает не только чувство ритма, но и координацию движений, помогает изучить физические свойства звука, вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, прививает любовь к коллективномумузицированию, стимулирует творческую инициативу. Осознанные действия координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражненией дают педагогам новые возможности при решении задачи по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, чувства ритма в том числе. Кроме ожидаемого влияния на развитие чувства ритма, нейроподход в сочетании с музыкой может решить ряд задач познавательной сферы, а музыкальные занятия сделать более интересными и увлекательными для детей.

Источники

  1. Праведников И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС- пресс», 2017.
  2. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  3. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа — М.: Изд. «Астрель», 2000.
  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год