Методическая разработка по теме «Детский современный танец — средство развития современного дошкольника». |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Боркова Вера Николаевна | |||
28.11.2023 21:43 | |||
Методическая разработка по теме «Детский современный танец — средство развития современного дошкольника». Боркова Вера Николаевна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБОУ детский сад №3 «Петушок» д. Ясенцы. Нижегородской области Основоположником взаимосвязи музыки и движения считается швейцарский музыкант и педагог Э. Ж. Далькроз. Основа его системы состоит том, что музыкально-ритмические движения – это универсальное средство развития у детей общих и музыкальных способностей. Психолог и музыкант Б.М. Теплов отмечал, что главным признаком музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать её настроению, выразителями определённого содержания музыки являются звуковысотные и ритмические движения. Педагоги А.В. Кенеман и Н.А. Ветлугина подчеркивали, что в движениях под музыку у детей развиваются музыкальные способности. Огромную роль в моем профессиональном развитии играло интернет-сообщество «Международный сайт ин-ку», разделы «Музыкальный руководитель» и «Хореография», где общались и обменивались опытом мои коллеги со всей России. Использую в своей работе игровую методику Аллы Анатольевны Евтодьевой «Учимся петь и танцевать, играя», использую опыт хореографа Ольги Киенко, учавстввую в вебинарах «Сообщество педагогов d-seminar. ru Задачи, направленные на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, обозначены в программах дошкольного образования и парциальных программах по музыкальному воспитанию, таких как «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, «Камертон» Э.П. Костиной, «Ладушки» Каплуновой И, Новоскольцевой И., «Ритмическаямозаика», А.И. Бурениной, «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой.
Считаю, что на современном этапе танцевальное воспитание дошкольников должно быть направлено прежде всего на общее развитие ребенка и на развитие его музыкальных и базовых качеств личности, что способствует положительной динамики социальной адаптации. Актуальность данной темы обуславливается следующими моментами:
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование стало актуальным обеспечение условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности и обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания. Таким образом, актуальность темы определяется значимостью проблемы влияния детского современного танца как на развитие музыкальных способностей, так и на социально-личностные качества старшего дошкольника. Стараюсь использовать этот танец очень дозировано, чтобы его использование, были направлены, прежде всего, не на шоу, (как это хотелось бы видеть родителям), а помогли сформировать дошкольнику навыки и способности, которые будут востребованы в будущем. Цель моей работы — обеспечение положительной динамики развития музыкальных способностей и социальной адаптации старших дошкольников средствами детского современного танца. Реализация поставленной цели проходила через решение задач, для детей:
по развитию предметно- пространственной среды: Подобрать и систематизировать дополнительный музыкальный репертуар для развития музыкальных способностей;
По взаимодействию: Повысить активность педагогов и родителей в различных формах музыкально- творческого взаимодействия в процессе музыкально-ритмического развития. Детский современный танец является составной частью музыкально-ритмических движений. В основе лежит восприятие музыкальных образов и умения дошкольника отразить их в движении. При систематической и целенаправленной работе, используя разнообразные методы и формы, параллельно с музыкальными способностями будут развиваться и личностные качества старшего дошкольника. В начале года была проведена первичная диагностика детей по «Методике развития музыкальности детей» Э.П Костиной и диагностической методике А.И. Бурениной (музыкально- ритмического и психомоторного развития детей), которая проходила в форме специально подобранных заданий и педагогических наблюдений. Исходя из результатов музыкально-сенсорные способности сформированы у 46%детей, и у 64 %детей эти способности находятся в стадии формирования Наблюдая за детьми в процессе движения под музыку оказалось, что в не достаточной степени сформированы навыки ориентации в пространстве, а также недостаточна развита координация движений, коммуникативные качества личности ребенка также не на высоком уровне, преобладают показатели тревожности, эмоциональность и творческие проявления находятся в среднем показателе. Работа по решению поставленной цели, строилась по направлениям: Совместная деятельность детей и взрослых, создание условий для самостоятельной деятельности, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с семьями воспитанников и взаимодействие с социумом. Остановлюсь на направлении «совместная деятельность взрослых и детей», где мой способ общения с ребенком это «понимание- признание- сотрудничество. Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем длительного тренажа и репетиций. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, поверить в свою неповторимость. Это ситуация успеха в сотрудничестве. В своей практике использую все виды детского современного танца: Элементы классического танца – развивают музыкальные способности, координацию движений, ориентировку в пространстве. Элементы Народного танца развивают ритмичность, память, мышление, внимание., прививают любовь к культуре, расширяют кругозор. Спортивные и ритмические детские танцы – способствуют развитию коммуникабельности и самостоятельности. Детский массовый танец и флешмобы помогают ребенку выразить свои эмоции, вытанцевать свое настроение, создают благоприятную основу для совершенствования мышление, память, внимание, восприятие. В сюжетно -характерных танцах учу детей владеть приёмами игрового взаимодействия, развивать образное мышление, что положительно влияет на развитие артистизма и исполнительского творчества в танце. Развитиемузыкальныхспособностейудетейстаршегодошкольноговозраста посредствомдетского современного танца осуществляетсянесразу, атребует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьированияметодов и приемов работы с детьми. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому планирование и проведение работы над детским современным танцем осуществляювтриэтапа. На этапе начального обучения» начинаюработупоприобщениюдетейктанцевальной композиции сформированияпредставленияомузыке, оее взаимосвязи с движением, поясняю и содержание, и особенности, и структуру, помогаю детям находить оттенки движения, отражающий характер музыки, тем самым развивая их музыкальные способности. Опираясьнаспособностьдетейкподражаниювпроцессесовместной деятельности, использую метод "вовлекающегопоказа». При разучивании сложной композиции, с большим количеством движений, перестроений, взаимосвязей, использую расчлененный метод, (в свободное время, во время утренней гимнастики или в начале занятия). На этом этапе широко использую коммуникативные танцы- игры: «Зеркало», «Найди себе друга» и др, которые способствуют общению, умению сотрудничать и уважению друг к другу. Хочу рассказать о задании, цель которого выявить уверенность ребенка в самом себе- это задание на нахождение своего места в пространстве зала. Сначала детям трудно находиться на расстоянии друг от друга, и они все время сбиваются в «кучку», это означает, что они еще не чувствуют самостоятельности, не ощущают себя как отдельную личность. Но постепенно, выполняя это задание, ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, начинает чувствовать свое личное пространство, амплитуда движений становится шире и увереннее, у ребенка появляется уверенность именно в самом себе. И еще важный психологический аспект, на который всегда обращаю внимание: ребенок, встаёт туда, где он чувствует себя более комфортно. И по расположению детей в пространстве зала можно судить о том, кто из детей не испытывает трудностей, находясь на первом плане, а кому пока намного удобнее заниматься как можно дальше от первых рядов, а кому комфортно в середине. Это задание может скорректировать процесс танцевальной деятельности в обеспечении положительной динамики социальной адаптации старших дошкольников. Этап углубленного разучивания танца характеризуется закреплением двигательного навыка, сознательным исполнением в соответствии стемпом, ритмом, динамическимиоттенками, развитиесамостоятельности детей в исполнении композиций, а так же создание условий для формирования музыкально-двигательного творчества. Использую:
На этом этапе идет важнейшая работа по развитию социально-личностных качеств дошкольника. Например, чтобы выполнить самостоятельное и творческое задание, по составлению композиции по танцевальным схемам, детям необходимо общаться и находить общее решение, а общение для достижения общей способствует развитию самостоятельности, доброжелательности, эмпатии, осознанности своих действий. При использовании парных танцев, стараюсь никогда не закреплять пары! Обычно лидеры выбирают лидеров, а стеснительные становятся в пару друг с другом, а от этого страдает танец. Наоборот, подвожу детей к тому, что сильные и активные должны помочь слабым и неуверенным в себе ребятам. И потом, если дети заболели, они должны уметь станцевать с тем, кто в данный момент остался без пары, в любом случае- один подтягивает другого по темпу, качеству и выразительности исполнения! Это все способствует развитию личностных качеств и положительной социальной адаптации старшего дошкольника. Третий этап «Этап совершенствования» работы направлен на стабилизацию и совершенствование движенийвовзаимосвязисмузыкой, творческоесамовыражение. Этодостигаетсяпутемсамостоятельноговыполнениядвижений и композиций в целом, а также умением использовать объемы двигательных представлений под различнуюмузыку. Моя задача заключается в том, чтобы закрепитьпредставления овзаимосвязи музыки и движений, поощряядетейсамостоятельновыполнятьразученныедвижения и применятьихвповседневной жизни. Работанаэтомэтапе направленнана качество исполнения. Могу с уверенностью сказать, что на выпускном вечере дети могут качественно продемонстрировать свои музыкально-танцевальные способности, а это и говорит о положительной динамике развития музыкальных способностей. В этих композициях ярко виден эмоциональный отклик, ритмичность, дети передают в движениях выразительные средства, умеют отражать форму произведения, проявляют творчество, а также умение контактировать друг с другом, умеют поддержать и порадоваться за другого. На этом этапе использую комбинированные танцы и танцы– импровизации, с упором на выразительные средства музыки. Удачным и получились композиции — «Снежная вечеринка», «Хорошее настроение», новогодний танец с Дед Морозом «Волшебная варежка», «Танец Пиратов», танец «Юнга на корабле», «Рок-н-рол» и др., где дети действуют самостоятельно, проявляя активность и инициативность. Предлагаюиболеесложныезадания: сочинитьпластическиеимпровизации на классическую музыку (П. Чайковский «Вальс цветов», Н.А. Римский–Корсаков «Три-чуда» и т.д), где дети передают в движении тембровые, ритмические, ладовые, звуковысотные характеристики музыки. На этом этапе развиваются такие личностные качества- самостоятельность, взаимопонимании, желание творить, повышение самооценки, накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны, что доказывает успешную социализацию дошкольника в процессе танцевальной деятельности. Детский современный танец является и средством нравственного воспитания и приобщения детей к нормам культурного общения. Мальчики стараются внимательно и с уважением относится к своей партнерше (танец «Ландыши», «Красивая девчонка»), танец «Колыбельная кукле» воспитывает заботу и трепетное отношение к кукле, как к ребенку, танец «Сердечко для мамы» выражает чувство любви, благодарности к маме, «Танец с колясками» формируют морально-нравственные качества, присущие детям, как будущим родителям», «Бабушки-старушки» уважительное отношение к старшим», «Граница» -чувства патриотизма и гордости. Для нормализации социального микроклимата и развитию доброжелательных отношений в группе эффективен коммуникативный танец, т.к он включает в себя жесты и движения, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Использую как танцы современных авторов А.И. Бурениной, М.Ю. Картушиной, Т. А. Боровик, С.А. Коротаевой, А.А. Чугайкиной, А.А. Евтодьевой, но и танцы, которые появляются в процессе компиляции моих коллег музыкальных руководителей, которые мы обсуждаем на сайте «Музыкальный руководитель». Сцельюразвитиямузыкальныхспособностейи личностных качеств старшегодошкольника используюразнообразныеформы и методы работы. Остановлюсь на методе «использование ИКТ», который дает возможность качественно обновить процесс. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков, просмотра профессионально- исполненного танца становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при наглядном и словесном объяснении. Видеообразец стимулирует детей и способствуют качественному исполнению танцевальных композиций. Ребенок легче схватывает и понимает движение, когда видит, как выполняет на видео его ровесник., а также учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Использую презентации, видеопроекты, просмотр видео собственного исполнения, где вместе с детьми анализируем и выделяем лучшее, и намечаем над чем еще нужно работать. ИспользованиеИКТ, позволяет болеенагляднопоказать качественныйиллюстративныйматериалназанятии. (собрана и систематизирована видеотека детского современного танца в исполнении профессиональных и детских коллективов а так же, видео и презентации лучших образцов классического, народного и современного танца.) Для развития инициативы и самостоятельности в музыкально- ритмической деятельности и для развития музыкальных способностей служит созданная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и группе, с обновляющимися атрибутами, оборудованием, элементами костюмов, пособиями, музыкально-дидактическими играми. Созданы тематические лепбуки: «Театр, «В ритме танца», «Творчество Чайковский П.И.», «Веселые нотки», «Сказка в музыке». Создана картотека электронных музыкально- дидактических игр по возрастам и по средствам музыкальной выразительности. Значимую роль в успешности процесса музыкального развития дошкольников является сотрудничество музыкального руководителя с педагогами в процессе музыкально-ритмической деятельности, с которыми у меня сложился тесный контакт, единое понимание целей и задач, направленных и на получение успешных совместных результатов. Одно из любимых мероприятий в ДОУ-это «День дошкольного работникав, где практически все педагоги выступают активными участниками совместного мероприятия, и показывают свои умения в танцевальной деятельности (это и совместные подготовленные танцы с детьми, а также флешмобы, которые мы разучиваем большинством коллективом педагогов), что вызывает бурю эмоции, и восхищение у детей. Моим результатом взаимодействия могу и считать традиционную постановку совместного танца педагога выпускной группы и детей-выпускников. Ни одна задача не может реализоваться без тесного сотрудничества с родителями, ведь важную роль в музыкальном воспитании играет семья. Вовлекая родителей в образовательный процесс, ставила целью не только повысить их заинтересованность в музыкальном развитии детей, но и поднять уровень их компетентности в вопросах танцевальной деятельности. Веду дистанционную работу на странице «Музыкальное развитие» на сайте ДОУ, где предлагаю родителям и наглядный, и практический материал в виде консультаций по развитию музыкально-ритмических движений и познания в области танцевального искусства. (интерактивная «Музыкальная гостиная», «Танцевальная Викторина», МК «Танцуем дома»). Благодаря тесному взаимодействию, родители проявляют инициативу в изготовлении атрибутов. Их заслугой являются большинство костюмов для танцев, (хотя материальная сторона- играет немаловажную роль в селе). Взаимоотношение с родителями строю на взаимоуважении, и понимании, благодаря этому родители становятся активными участниками всех мероприятий, проводимые в ДОУ. Традицией стало — совместное исполнение танца на празднике 8 марта и выпускном вечере. В результате проделанной работы: -Дети приобрели навык в области танцевального искусства, понимают, что каждый танец имеет содержание, характер, образ. Сформированы умения согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки. Видна положительная динамика в развитии чувство ритма, ладовом чувстве, увеличился объем музыкально-двигательных представлений, дети проявляют творчество в исполнении танцевальных композиций. -Дети стали более раскрепощенными, проявляют инициативу и самостоятельность. Умеют договариваться и учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Первоначальное проявление музыкальных способностей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являютсяочень важными, они, возможно, начало будущей творческой деятельности дошкольника. Дети, используяполученныезнания, уменияинавыкиприменяютихвсвободнойсамостоятельнойдеятельности. После выпуска из детского сада многие воспитанники продолжают обучение в филиале музыкальнойшколы. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности детского современного танца для развития музыкальных способностей и для обеспечения положительной динамики социальной адаптации старшего дошкольника.
|