Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах.
Занятия по Музыке
Автор: Романюк Татьяна Александровна   
21.10.2023 15:17

Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах.Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44»

Подготовил: музыкальный руководитель Романюк Т.А., Североморск 2023г.

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка.

В современном обществе все чаще говорят о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности мировой и родной культуры и с этой целью – формировать у ребёнка основы эстетической, и в том числе – музыкальной культуры, духовно – нравственного становления и развития.

 

Музыкальный инструмент для маленького ребёнка — символ музыки, а музыкальная исполнительская деятельность – наиболее привлекательна для ребенка. Это связующее звено между творцом- исполнителем и слушателем. Такой вид деятельности легко формирует ситуацию успеха для ребёнка. Музыкальные инструменты для детей — всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть.

Коллективная игра в оркестре приносит огромную пользу на всех ступенях развития воспитанников. Совместное музицирование – способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникативность и предполагает активное участие детей в творческом процессе. Совместное музицирование развивает ребенка и умственно, поскольку музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, выделение черт общего и различного — и, таким образом, способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному развитию детей. Музыкальные занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

Для организации в ДОО детского оркестра необходимо создать развивающую среду:

В первую очередь – подобрать музыкальные инструменты.

  • детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
  • Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.

Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Содержание работы. Знакомство с музыкальными инструментами

Работа по организации оркестра в ДОО неразрывно связана с работой по ознакомлению с музыкальными инструментами, разнообразием приемов игры на них, тембровой выразительностью, видами оркестров. Такая работа не предваряет, а параллельно сопровождает весь процесс музыкального воспитания.

Интересная форма работы по ознакомлению с музыкальными инструментами для всех (детей, педагогов и родителей) – система организации мини музея. Она представляет собой оформление выставки определенного вида настоящих инструментов с иллюстрациями использованию его в оркестре, по истории, изготовлению.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Сама методика обучения игре на детских музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов и строится поэтапно: сначала осваиваются паузы, потом темпы (сначала быстрый, потом медленный и их различные чередования), после этого — ритмы или разные ритмические рисунки по мере их усложнения.

Начальный этапобучения игре в шумовом оркестре:

Обучение должно начинаться с понимания ребёнком того, что музыкальная игрушка может не только играть (греметь, шуршать), но и молчать. Сделать процесс чередования тишины и игры произвольным — вот задача первого этапа обучения.

Для того чтобы игрушка молчала, можно положить её на колени или в другую ладошку, держа за ручку. Это ключевой момент. Опускание рук с игрушкой на колени делает процесс молчания произвольным. Если руки не опустить, то ребёнок и до, и после окончания звучания музыки будет невольно продолжать двигать руками, игрушка будет звучать, и тишина не наступит. А тишина, пауза — это один из важнейших музыкальных моментов.

2 этап

Задача второго этапа обучения — расчленить стихийную игру на две части: медленную (ритмическую) и быструю (стихийную). Так происходит освоение двух контрастных темпов, и создаются предпосылки для освоения самого простого ритма: ¼, ¼, ¼, ¼.

Например для этого удобно использовать мотив «Калинки»: «Тихо мы играем, медленно играем, ай, люли, люли, люли, медленно...» (играется сильная доля). Во время игры ребёнка можно не обращать (пока что) внимание на качество исполнения ритмической части — такое качество демонстрирует взрослый. Пусть ребенок не всегда попадает в долю, но обратить его внимание нужно на то, что играть необходимо медленно, тихо, спокойно.

Данный этап является подготовительным, с него начинается работа над осознанием различных ритмов в более позднем возрасте.

После окончания звучания музыки руки с инструментом снова кладутся на колени, фиксируется тишина. Момент тишины нужно подчеркнуть: «Музыка кончилась, тишина! Давай послушаем тишину!»

3 этап.

На третьем этапе ребёнок учится начинать играть не с начала песни, а с того момента, где это необходимо по смыслу. Примером материала, который используется на данном этапе, являются русские народные попевки:

4 этап.

Игра по подгруппам

Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей играть по очереди по подгруппам. Если раньше ребёнок мог усидеть молча с игрушкой на протяжении 1—2 строк попевки, то теперь ему предстоит выдержать целый куплет (а потом и два), наблюдая со стороны игру других.

Этот этап знакомит ребёнка с важным обобщающим понятием оркестр — это когда все музыканты играют вместе (пока что такого объяснения достаточно).

Эти первые начальные этапы освоения пауз и темпов являются обязательными. Далее, когда действия ребёнка уже стали осмысленными, начинается пятый этап обучения — постепенная работа над освоением ритмических рисунков. В ней также можно выделить несколько основных ступеней.

5 этап

Совмещение молчания — слушания с простым ритмическим рисунком

Продолжается работа над молчанием-слушанием, которое чередуется с игрой. Однако игра идёт не просто хаотичная и быстрая, а уже имеет простой ритмический рисунок: ¼, ¼, ¼, пауза.

Это необходимо для того, чтобы потом, на следующей ступени, осваивать более сложный двойной ритм: 1/8, 1/8, 1/4 _,1/8, 1/8, 1/4_.

Следуя дальше по пути усложнения начинается обучение двойному ритму.

На данной ступени вводится двойной ритм: 1/8, 1/8, 1/4 _,1/8, 1/8, 1/4_. (ритм польки). Этот ритм сложен тем, что темп становится быстрее в два раза, и уже труднее сосчитать количество звуков, сделать вовремя остановку, паузу, чтобы соблюсти момент тишины.

Для разучивания этого ритма предлагаются песенки «Белочка», «Наши уточки с утра» и другие.

Игра сильной доли

Теперь уже можно заняться игрой сильной доли. Собственно, ребёнок уже начал знакомиться с ней на втором этапе обучения (медленно — быстро). Теперь можно побуждать ребенка равномерно играть сильную долю более осознанно. Сначала взрослый помогал попасть в такт музыке, постепенно действия детей становятся более осознанными, самостоятельными. Развитие чувства метра – игра сильной доли – важнейший этап развития музыкальность ребенка.

Совмещение сильной доли и ритмического рисунка в конце фразы

Объединяя исполнение сильной доли и ритмического рисунка в конце фразы, педагог помогает ребёнку лучше справиться с заданием, осознать форму построения музыкальной фразы. Но это — уже для продвинутых.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах имеющих звукоряд.

Мелодические ударные музыкальные инструменты – металлофон, ксилофон, цитру можно использовать на начальном этапе для проигрывания отдельных фрагментов мелодии песенок (кап-кап-кап, пи-пи-пи) на одном-двух звуках в исполнении взрослого. Ребёнку металлофон рекомендуется давать с четырёх лет, так как необходимо научить его правильно держать палочку, работать над техникой звукоизвлечения, у малыша уже должен быть достаточно развит звуковысотный слух.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год