Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Романюк Татьяна Александровна | |||
21.10.2023 15:17 | |||
Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44» Подготовил: музыкальный руководитель Романюк Т.А., Североморск 2023г. В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. В современном обществе все чаще говорят о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности мировой и родной культуры и с этой целью – формировать у ребёнка основы эстетической, и в том числе – музыкальной культуры, духовно – нравственного становления и развития.
Музыкальный инструмент для маленького ребёнка — символ музыки, а музыкальная исполнительская деятельность – наиболее привлекательна для ребенка. Это связующее звено между творцом- исполнителем и слушателем. Такой вид деятельности легко формирует ситуацию успеха для ребёнка. Музыкальные инструменты для детей — всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Коллективная игра в оркестре приносит огромную пользу на всех ступенях развития воспитанников. Совместное музицирование – способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникативность и предполагает активное участие детей в творческом процессе. Совместное музицирование развивает ребенка и умственно, поскольку музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, выделение черт общего и различного — и, таким образом, способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному развитию детей. Музыкальные занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка. Для организации в ДОО детского оркестра необходимо создать развивающую среду: В первую очередь – подобрать музыкальные инструменты.
Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует. Содержание работы. Знакомство с музыкальными инструментами Работа по организации оркестра в ДОО неразрывно связана с работой по ознакомлению с музыкальными инструментами, разнообразием приемов игры на них, тембровой выразительностью, видами оркестров. Такая работа не предваряет, а параллельно сопровождает весь процесс музыкального воспитания. Интересная форма работы по ознакомлению с музыкальными инструментами для всех (детей, педагогов и родителей) – система организации мини музея. Она представляет собой оформление выставки определенного вида настоящих инструментов с иллюстрациями использованию его в оркестре, по истории, изготовлению. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах. Сама методика обучения игре на детских музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов и строится поэтапно: сначала осваиваются паузы, потом темпы (сначала быстрый, потом медленный и их различные чередования), после этого — ритмы или разные ритмические рисунки по мере их усложнения. Начальный этапобучения игре в шумовом оркестре: Обучение должно начинаться с понимания ребёнком того, что музыкальная игрушка может не только играть (греметь, шуршать), но и молчать. Сделать процесс чередования тишины и игры произвольным — вот задача первого этапа обучения. Для того чтобы игрушка молчала, можно положить её на колени или в другую ладошку, держа за ручку. Это ключевой момент. Опускание рук с игрушкой на колени делает процесс молчания произвольным. Если руки не опустить, то ребёнок и до, и после окончания звучания музыки будет невольно продолжать двигать руками, игрушка будет звучать, и тишина не наступит. А тишина, пауза — это один из важнейших музыкальных моментов. 2 этап Задача второго этапа обучения — расчленить стихийную игру на две части: медленную (ритмическую) и быструю (стихийную). Так происходит освоение двух контрастных темпов, и создаются предпосылки для освоения самого простого ритма: ¼, ¼, ¼, ¼. Например для этого удобно использовать мотив «Калинки»: «Тихо мы играем, медленно играем, ай, люли, люли, люли, медленно...» (играется сильная доля). Во время игры ребёнка можно не обращать (пока что) внимание на качество исполнения ритмической части — такое качество демонстрирует взрослый. Пусть ребенок не всегда попадает в долю, но обратить его внимание нужно на то, что играть необходимо медленно, тихо, спокойно. Данный этап является подготовительным, с него начинается работа над осознанием различных ритмов в более позднем возрасте. После окончания звучания музыки руки с инструментом снова кладутся на колени, фиксируется тишина. Момент тишины нужно подчеркнуть: «Музыка кончилась, тишина! Давай послушаем тишину!» 3 этап. На третьем этапе ребёнок учится начинать играть не с начала песни, а с того момента, где это необходимо по смыслу. Примером материала, который используется на данном этапе, являются русские народные попевки: 4 этап. Игра по подгруппам Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей играть по очереди по подгруппам. Если раньше ребёнок мог усидеть молча с игрушкой на протяжении 1—2 строк попевки, то теперь ему предстоит выдержать целый куплет (а потом и два), наблюдая со стороны игру других. Этот этап знакомит ребёнка с важным обобщающим понятием оркестр — это когда все музыканты играют вместе (пока что такого объяснения достаточно). Эти первые начальные этапы освоения пауз и темпов являются обязательными. Далее, когда действия ребёнка уже стали осмысленными, начинается пятый этап обучения — постепенная работа над освоением ритмических рисунков. В ней также можно выделить несколько основных ступеней. 5 этап Совмещение молчания — слушания с простым ритмическим рисунком Продолжается работа над молчанием-слушанием, которое чередуется с игрой. Однако игра идёт не просто хаотичная и быстрая, а уже имеет простой ритмический рисунок: ¼, ¼, ¼, пауза. Это необходимо для того, чтобы потом, на следующей ступени, осваивать более сложный двойной ритм: 1/8, 1/8, 1/4 _,1/8, 1/8, 1/4_. Следуя дальше по пути усложнения начинается обучение двойному ритму. На данной ступени вводится двойной ритм: 1/8, 1/8, 1/4 _,1/8, 1/8, 1/4_. (ритм польки). Этот ритм сложен тем, что темп становится быстрее в два раза, и уже труднее сосчитать количество звуков, сделать вовремя остановку, паузу, чтобы соблюсти момент тишины. Для разучивания этого ритма предлагаются песенки «Белочка», «Наши уточки с утра» и другие. Игра сильной доли Теперь уже можно заняться игрой сильной доли. Собственно, ребёнок уже начал знакомиться с ней на втором этапе обучения (медленно — быстро). Теперь можно побуждать ребенка равномерно играть сильную долю более осознанно. Сначала взрослый помогал попасть в такт музыке, постепенно действия детей становятся более осознанными, самостоятельными. Развитие чувства метра – игра сильной доли – важнейший этап развития музыкальность ребенка. Совмещение сильной доли и ритмического рисунка в конце фразы Объединяя исполнение сильной доли и ритмического рисунка в конце фразы, педагог помогает ребёнку лучше справиться с заданием, осознать форму построения музыкальной фразы. Но это — уже для продвинутых. Обучение детей игре на музыкальных инструментах имеющих звукоряд. Мелодические ударные музыкальные инструменты – металлофон, ксилофон, цитру можно использовать на начальном этапе для проигрывания отдельных фрагментов мелодии песенок (кап-кап-кап, пи-пи-пи) на одном-двух звуках в исполнении взрослого. Ребёнку металлофон рекомендуется давать с четырёх лет, так как необходимо научить его правильно держать палочку, работать над техникой звукоизвлечения, у малыша уже должен быть достаточно развит звуковысотный слух.
|