Музыкально-исследовательский проект «Волшебный мир звуков» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Хусаинова Рамиля Нурисламовна | |||
16.10.2023 17:02 | |||
Музыкально-исследовательский проект «Волшебный мир звуков» Характеристика проекта: По виду: музыкально -исследовательский. По длительности: краткосрочный. Время реализации: 2 недели Участники проекта: дети старшей группы «Колобок» Проблема: Детям для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда возможно в рамках занятий. Актуальность проблемы: У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру. Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных. Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать. Цели:
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Этапы проекта:
Формы реализации проекта: Исследование звуков окружающего мира. Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука. Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам. Звуковая иллюстрация стихов. Прослушивание «Сказок-шумелок» (Малыгина М.П.) Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование. Итог проекта Развлечение «Музыкальное путешествие» Режим реализации проекта:
Приложение№1 Планирование музыкально-игровой деятельности: Тема Оборудование Материал Дидактические задачи
Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.
Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.
Погремушки Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов (баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т. д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т. д.)
Бумажный карнавал. Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т. д.
Звуки дружат. Использование всех выше перечисленных атрибутов и музыкальных инструментов.
Список используемой литературы: 1. Т.Э. Тютюнникова «Бим, бам, бом» выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. 3. А.Усачев «Если бросить камень вверх» (М. 2008г) 4. М.П. Малыгина «Сказки-шумелки» (сайт http: //www. m-w-m.) 5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М. 2005г) 6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г. Приложение№2 Сценарий развлечения Цель: Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков, продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность. Программные задачи: «Социально-коммуникативное развитие»
-объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения. «Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
- стимулирование эмоциональной отзывчивости, повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах. «Познавательное развитие»
- развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. «Физическое развитие»
- оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика, активная релаксация). Оборудование и атрибуты:
- игрушка-мышка
- большая корзина для уборки инструментов. Сценарий развлечения Дети под музыку входят в зал. Музыкальный руководитель: Сегодня нам с вами предстоит очень увлекательное путешествие. Мы отправимся в Страну волшебных звуков! Вы любите путешествовать? А приключения любите? (дети отвечают) Тогда в путь! У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет, на чем же мы отправимся? (дети выбирают «вид транспорта») Путешествие Ракета (музыка из кинофильма «Гостья из будущего», дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует: «Пролетаем луну, смотрите, комета» и.т. д.) Машина ( «Бибика», аудиозапись, дети выполняют движения по тексту) Поезд (песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково», дети движутся паровозиком по кругу или змейкой) Воздушный шар (песня «Шарики воздушные», дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу, на припев выполняют движения по показу) Ковер-самолет (песня «Арабская ночь» из мультфильма «Аладдин», дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке) Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем (играет за ширмой на деревянных инструментах, дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что оказались мы в Деревянном городе страны Волшебных звуков) Музыкальный руководитель: Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой Теплый и трескучий, тихий и гремучий… А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах?
Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? (дети выбирают «вид транспорта») Путешествие Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали! (играет за ширмой на металлических инструментах; дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков) Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой. Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Мышка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумочке? Мышка: Да, я живу в металлическом городе. У нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело, неужели опоздаю! Музыкальный руководитель: А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же в этой сумочке, на чем Мышка собралась играть! (дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических) Давайте придумаем название инструментам из металла (ответы детей) А можно, мы тоже в празднике поучаствуем! Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе. (детям раздают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия)
Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! (уносит и убирает музыкальные инструменты) Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше. (дети выбирают «вид транспорта») Путешествие Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? (играет за ширмой на погремушках) Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут? (ответы детей) А из чего можно сделать погремушки? (дети вспоминают, из чего делались «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Детям раздают «тарахтушки», дети слушают их звон и определяют, чем наполнена погремушка (пшено, горох, грецкий орех), встают по группам ( «хохотушки» — погремушки с пшеном, «тарахтушки» -с горохом, «грохотушки» -с орехом)
Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? (музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию, сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки)
Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук? (дети угадывают; рассуждая, подходят к тому, что звук похож на шум крыльев) Это над Гремящим городом пролетают жители Бумажного королевства! Хотите встретиться и поиграть с ними? Музыкальный руководитель: Ну что, друзья, нравится вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали (дети выбирают вид транспорта, возможно, не один) Путешествие Подведение итогов (дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали, какие звуки слышали) Музыкальный руководитель: Что ж, страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране! Дети под музыку покидают зал. 10
|