«МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (Свирель Э. Смеловой)» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Горбачева Елена Васильевна | |||
28.08.2023 22:11 | |||
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (Свирель Э. Смеловой)» Горбачева Елена Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 260» г. о. Самара Слушать игру на свирели приятно, а играть на ней двойное удовольствие. Данная статья рассказывает о музыкальном инструменте, разработанномспециально для детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобыпомочь маленьким музыкантам поверить в свои силы и возможности, раскрасить свою жизнь музыкальными красками. Ее появлению мы обязаныувлеченному музыканту Э. Смеловой, которая разработала инструмент ещев конце прошлого века. Нам осталось лишь научить всех желающих статьнастоящими музыкантами. Ключевые слова: Свирель Э. Смеловой, музыкальные композиции, выступления,
Успешно работая в музыкальном направлении, у нас появилосьжелание познакомиться с опытом работы на музыкальных занятиях икружковой деятельности с очень простым и замечательныммузыкальным инструментом – Свирелью. В связи с этим наш детский сад заключил договор с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» и теперь является сетевой инновационной площадкой. Впереди нас ждёт волшебное захватывающее путешествие в мир музыки. Предлагаемая методика – это простота, доступность, результативность, искренняя радость ребёнка. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребёнка, более свободному чтению, улучшению почерка. Игра на свирели даёт удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развивается музыкальная память и вокальное дыхание. На свирели можно исполнить разные произведения от русских народных попевок до серьёзных классических произведений. В дальнейшем, при желании, можно легко овладеть нотной грамотой. Целью инновационной деятельности в рамках сетевой инновационной площадки является приобщение широкого круга воспитанников детских садов и школьников к музицированию в ансамбле детских музыкальных инструментов в разнообразных видах данной деятельности (исполнительства, импровизации, элементарного сочинения и аранжировки музыки, вокализации), а также к интонированию в жесте и рисунке и на этой основе формирование интереса к музыкальной деятельности, музыкальных способностей и вкуса, эстетической и нравственной культуры. Данный вид деятельности не несёт в себе задачи «обучения». Мы будем при помощи музицирования на свирели Э. Смеловой, в донотном периоде, развивать музыкальные способности. Прежде всего это развитие певческого дыхания. – Это главная задача. Вместе с этим будем развивать чувство ритма, ведения мелодии, умения слышать других и играть в коллективе. – Это деятельностный подход. Так же выполняем задачи здоровье сберегающего характера и коррекционной направленности. Начнем с того, что на свирели исполняют музыку не по нотам, а поцифрам. 6 отверстий позволяют играть композиции в тональности сольмажор и ми минор в диапазоне от «ре» 1 октавы до «до» 2 октавы. Маленькиеисполнители играют на свирели с первого занятия, что весьма отличается от работы сее «старшими братьями и сестрами» – инструментами. Знакомство с данным инструментом и небольшой собственный опытпоказал, что начинать работать можно с детьми в возрасте 5-6 лет. Ребята с большим удовольствием приходят на занятия, получая великолепный заряд позитива и радости. Когда мы взяли в руки свирель, с первого занятия поняли, что мытеперь музыканты, которым подвластно изменить настроение слушателей, ихвзгляд на жизнь, зарядив их добротой и радостью. Первый звук у нас получился слишком яркий и похож на свист, и мы поняли, что очень важнонаучиться дышать мягко, контролируя выдох. На первых занятиях мы знакомились с длительностями, которые называются не восьмые и четвертные, а «ти-ти» и «та». Закрывая первое отверстие, ритмически верно исполняяпервую песенку про ромашку под музыкальное сопровождение, ребята получили огромное удовольствие, уверенность в собственных силах и таланте. Все это стало понятно уже на первом занятии. Уже очень давно в помощь музыкантам-свирелистам А.И. Конч, отличник просвещения, учитель музыки московской школы, создала 2базовых тетради, которые назвала «Играем на свирели, рисуем и поем». Именно по ним мы делаем первые шаги в изучении свирели. Конечно, всеизучаемые композиции мы обязательно поем, а дома по желанию рисуемспетые и сыгранные песенки. В результате работы у нас должнавыработаться подвижная координация движения пальцев, которая должнадополняться танцевальными движениями. Поначалу играть на свирели иисполнять элементарные приседания и наклоны в сторону в ритм музыкиочень не просто, но желание быть яркой и артистичной на сцене делаютчудеса! Организация занятий включает в себя: знакомство с инструментом знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания. В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Ученики знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 — голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать. Отдельное слово хотелось бы сказать о концертной деятельности, котораядолжна быть обязательной. Выступление – это не только огромный стимулдля участников ансамбля, но большой творческий выход и колоссальныйтруд. Многие воспитанники, которые боялись публичных выступлений, сцены как таковой, успешно справляются с этой проблемой. Вера в себя, всвои силы и талант помогают учиться, быть яркими, уверенными иуспешными. И вотздесь зарождается уверенность, раскрывается артистизм, умение держатьсебя на сцене, улыбаться и радовать зрителей. И для меня неважно, пойдут ли моивоспитанники дальше по «дороге музыки» или нет, но в одном я уверенна –из них получатся тонко чувствующие дружбу и доброту, трудолюбивые, яркие, умеющие нести себя людям творцы новой раскрашенной разнымикрасками жизни! А поможет нам маленький детский инструмент – СВИРЕЛЬ. Предполагаемый результат реализации проекта будет способствовать:
|