Инструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыке |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кабанкова Анастасия Петровна | |||
06.06.2023 10:37 | |||
Инструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыке Основополагающей идеей развития интереса к музыке является идея личностного развития ребёнка. По мнению Т. Тютюнниковой, значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы [20]. Кроме этого, инструментальноемузицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств [21]. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание[20].
Детское инструментальное музицирование широко используется на занятиях музыки в ДОО. При этом педагогом решаются следующие задачи: развитие интереса к музыкальным занятиям, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения, развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля, приобретение навыков игры на простейших инструментах. Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах[15; 18]. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма[17]. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Цель введения инструментов — помочь детям в интересной и доступной им деятельности творчески обогатить их музыкальный опыт[7]. В работе используются различные их группы:
Кроме того, целыми наборами представлены народные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, колотушки, рубель и т.д.). Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям. Игра на музыкальных инструментах будет способствовать эффективному развитию дошкольников в том случае, если вводится в процесс обучения систематически и понимается педагогом как активно-познавательная практика[19]. Игра на детских музыкальных инструментах пробуждает фантазию, воображение, интерес к их звучанию, раскрывает внутренние ресурсы детей, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность [8]. Выполнение комплекса заданий на разных музыкальных инструментах помогает перейти от воображения к совместному творчеству. На первых этапах дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука (высоко-низко, громко-тихо). Понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая, грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку [1; 6]. В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах т. д. [12; 11]. Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука. Это позволит дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), простой характер музыки (веселая — грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая — марш) [2]. В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Он акцeнтиpyeт внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования [4]. Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы[3; 13; 14]. Педагог помогает детям организовать простейший оркестр, поскольку старшие дошкольники могут играть двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и ударных инструментах. Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением, побуждая, тем самым, друг друга к творчеству [5]. Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании [16]. Коллективноемузицирование способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий [9]. Исполняя произведение, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека. Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества [10]. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах пробуждает у дошкольников фантазию, воображение, интерес к их звучанию, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность, а так же развивает память, мышление, внимательность, помогает детям и педагогу взаимодействовать друг с другом. Воспитатель должен заинтересовать ребенка потешками, играми, в которые включается музицирование. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|