Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыке
Занятия по Музыке
Автор: Кабанкова Анастасия Петровна   
06.06.2023 10:37

Инструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыкеИнструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыке

Основополагающей идеей развития интереса к музыке является идея личностного развития ребёнка. По мнению Т. Тютюнниковой, значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы [20]. Кроме этого, инструментальноемузицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств [21]. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание[20].

 

Детское инструментальное музицирование широко используется на занятиях музыки в ДОО. При этом педагогом решаются следующие задачи: развитие интереса к музыкальным занятиям, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения, развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля, приобретение навыков игры на простейших инструментах.

Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах[15; 18]. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма[17]. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Цель введения инструментов — помочь детям в интересной и доступной им деятельности творчески обогатить их музыкальный опыт[7].

В работе используются различные их группы:

  • ударные без определенной высоты и звука (барабаны, бубны, тон-блоки, коробочки, буковые палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли);
  • язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники);
  • струнные (арфы, гусли, цитры);
  • духовые многозвуковые (блок-флейты, кларнеты, саксафоны, триолы, свирели);
  • духовые однозвуковые (блок-флейты, клаксоны, трубы);
  • электромузыкальные инструменты (синтезаторы).

Кроме того, целыми наборами представлены народные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, колотушки, рубель и т.д.).

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям.

Игра на музыкальных инструментах будет способствовать эффективному развитию дошкольников в том случае, если вводится в процесс обучения систематически и понимается педагогом как активно-познавательная практика[19]. Игра на детских музыкальных инструментах пробуждает фантазию, воображение, интерес к их звучанию, раскрывает внутренние ресурсы детей, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность [8].

Выполнение комплекса заданий на разных музыкальных инструментах помогает перейти от воображения к совместному творчеству.

На первых этапах дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука (высоко-низко, громко-тихо). Понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая, грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку [1; 6].

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах т. д. [12; 11].

Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука. Это позволит дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), простой характер музыки (веселая — грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая — марш) [2].

В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Он акцeнтиpyeт внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования [4].

Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы[3; 13; 14].

Педагог помогает детям организовать простейший оркестр, поскольку старшие дошкольники могут играть двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и ударных инструментах. Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением, побуждая, тем самым, друг друга к творчеству [5].

Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании [16].

Коллективноемузицирование способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий [9]. Исполняя произведение, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества [10].

Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах пробуждает у дошкольников фантазию, воображение, интерес к их звучанию, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность, а так же развивает память, мышление, внимательность, помогает детям и педагогу взаимодействовать друг с другом. Воспитатель должен заинтересовать ребенка потешками, играми, в которые включается музицирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе) [Текст] / Ю.Б. Алиев. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.
  2. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой [Текст]. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  3. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста [Текст] – М.: Просвещение, 1967г. – 192 с.
  4. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] / Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н. и др. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
  5. Галянт, И. Организация занятий по элементарномумузицированию[Текст] // Детский сад, – 2012-№3 — ст. 73
  6. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Груздова. – М., 1998. – 239с.
  7. Дроздова, Л.Ю. Инструментальноемузицирование с детьми [Текст] // Воспитатель ДОУ, 2010 — №6 — С.103.
  8. Жигалко, Е. Музыка, фантазия, игра: учеб. пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет [Текст] / Е. Жигалко, Е. Казанская. — С-Пб.: «Композитор», 2010. – 59 с.
  9. Иванов, И.П. Коллективное творческое дело [Текст]. – М: Просвещение, 2011. – 121 с.
  10. Ильин, Е.П. Музыкальная одарённость [Текст] / Е.П. Ильин. Психология творчества, креативности, одарённости. – М.: Питер, 2012. – 254 с.
  11. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст]. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  12. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст] /Т. В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып. 5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2011. – С.28.
  13. Кузьмина, О.М. Народныемузыкальные сюжетно-ролевыеигрыкак форма передачифольклорнойтрадиции[Текст] / О. М. Кузьмина // Материалымежрегиональнойнаучно-практическойконференции «Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологииразвития». – М.: ГР ДНТ, 2014. – 125 с.
  14. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова / – М.: Владос, 2012. – 189 с.
  15. Метлов, Н. Слушание музыки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 9. – С. 35.
  16. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 233 с.
  17. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2012. – 220 с.
  18. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет [Текст]. – Ярославль: «Академия развития», 2011. – 128 с.
  19. Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М. «Айрис Пресс», 2010. – 64 с.
  20. Тютюнникова, Т.Э. Элементарноемузицирование с дошкольниками [Текст] // Музыкальный руководитель, 2012 – № 2 – с. 27.
  21. Levitin, D.J. (1994) ‘Absolute memory for musical pitch: evidence from the production of learned melodies, [Текст] Perception & Psychophysics, 56, 414–423.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год