Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыке
Занятия по Музыке
Автор: Кабанкова Анастасия Петровна   
06.06.2023 10:37

Инструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыкеИнструментальное музицирование как средство развития интереса детей к музыке

Основополагающей идеей развития интереса к музыке является идея личностного развития ребёнка. По мнению Т. Тютюнниковой, значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы [20]. Кроме этого, инструментальноемузицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств [21]. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание[20].

 

Детское инструментальное музицирование широко используется на занятиях музыки в ДОО. При этом педагогом решаются следующие задачи: развитие интереса к музыкальным занятиям, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения, развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля, приобретение навыков игры на простейших инструментах.

Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах[15; 18]. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма[17]. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Цель введения инструментов — помочь детям в интересной и доступной им деятельности творчески обогатить их музыкальный опыт[7].

В работе используются различные их группы:

  • ударные без определенной высоты и звука (барабаны, бубны, тон-блоки, коробочки, буковые палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли);
  • язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники);
  • струнные (арфы, гусли, цитры);
  • духовые многозвуковые (блок-флейты, кларнеты, саксафоны, триолы, свирели);
  • духовые однозвуковые (блок-флейты, клаксоны, трубы);
  • электромузыкальные инструменты (синтезаторы).

Кроме того, целыми наборами представлены народные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, колотушки, рубель и т.д.).

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям.

Игра на музыкальных инструментах будет способствовать эффективному развитию дошкольников в том случае, если вводится в процесс обучения систематически и понимается педагогом как активно-познавательная практика[19]. Игра на детских музыкальных инструментах пробуждает фантазию, воображение, интерес к их звучанию, раскрывает внутренние ресурсы детей, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность [8].

Выполнение комплекса заданий на разных музыкальных инструментах помогает перейти от воображения к совместному творчеству.

На первых этапах дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука (высоко-низко, громко-тихо). Понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая, грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку [1; 6].

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах т. д. [12; 11].

Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука. Это позволит дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), простой характер музыки (веселая — грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая — марш) [2].

В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Он акцeнтиpyeт внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования [4].

Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы[3; 13; 14].

Педагог помогает детям организовать простейший оркестр, поскольку старшие дошкольники могут играть двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и ударных инструментах. Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением, побуждая, тем самым, друг друга к творчеству [5].

Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании [16].

Коллективноемузицирование способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий [9]. Исполняя произведение, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества [10].

Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах пробуждает у дошкольников фантазию, воображение, интерес к их звучанию, обогащает эмоциональную сферу, развивает все виды музыкального слуха, творческие способности и самое главное, музыкальность, а так же развивает память, мышление, внимательность, помогает детям и педагогу взаимодействовать друг с другом. Воспитатель должен заинтересовать ребенка потешками, играми, в которые включается музицирование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе) [Текст] / Ю.Б. Алиев. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.
  2. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой [Текст]. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  3. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста [Текст] – М.: Просвещение, 1967г. – 192 с.
  4. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] / Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н. и др. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
  5. Галянт, И. Организация занятий по элементарномумузицированию[Текст] // Детский сад, – 2012-№3 — ст. 73
  6. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Груздова. – М., 1998. – 239с.
  7. Дроздова, Л.Ю. Инструментальноемузицирование с детьми [Текст] // Воспитатель ДОУ, 2010 — №6 — С.103.
  8. Жигалко, Е. Музыка, фантазия, игра: учеб. пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет [Текст] / Е. Жигалко, Е. Казанская. — С-Пб.: «Композитор», 2010. – 59 с.
  9. Иванов, И.П. Коллективное творческое дело [Текст]. – М: Просвещение, 2011. – 121 с.
  10. Ильин, Е.П. Музыкальная одарённость [Текст] / Е.П. Ильин. Психология творчества, креативности, одарённости. – М.: Питер, 2012. – 254 с.
  11. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст]. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  12. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст] /Т. В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып. 5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2011. – С.28.
  13. Кузьмина, О.М. Народныемузыкальные сюжетно-ролевыеигрыкак форма передачифольклорнойтрадиции[Текст] / О. М. Кузьмина // Материалымежрегиональнойнаучно-практическойконференции «Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологииразвития». – М.: ГР ДНТ, 2014. – 125 с.
  14. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова / – М.: Владос, 2012. – 189 с.
  15. Метлов, Н. Слушание музыки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010. — № 9. – С. 35.
  16. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 233 с.
  17. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2012. – 220 с.
  18. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет [Текст]. – Ярославль: «Академия развития», 2011. – 128 с.
  19. Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М. «Айрис Пресс», 2010. – 64 с.
  20. Тютюнникова, Т.Э. Элементарноемузицирование с дошкольниками [Текст] // Музыкальный руководитель, 2012 – № 2 – с. 27.
  21. Levitin, D.J. (1994) ‘Absolute memory for musical pitch: evidence from the production of learned melodies, [Текст] Perception & Psychophysics, 56, 414–423.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год