Мастер класс на тему «Использование технологии эвритмия в музыкальной деятельности дошкольников» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Бойко Ирина Александровна | |||
12.12.2022 10:23 | |||
Мастер класс на тему «Использование технологии эвритмия в музыкальной деятельности дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги у каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку — вы найдете там множество незаменимых вещиц. Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей. Все мы любим готовить и дарить подарки своим близким к различным праздникам. Я тоже предлагаю вам подарить друг другу подарки, но не обычные, а сделанные своими руками. Для начала улыбнитесь друг другу и помогайте мне. Подарок своими руками. Покажите друг другу: Желаем, чтобы все у вас было ок, ноль проблем- ок Желаю отличного настроения, — большой палец- Желаю мира во всем мире, двойных зарплат, и любимого человека рядом- пис.
Желаю, чтоб вас всегда поддерживали и болели за ваши успехи коллеги- скрестить пальцы Желаю любви ваших близких. — сердце Сейчас мы не просто делали подарки, мы повышали настроение друг другу. В связи с этим у меня к вам вопрос: «А можно ли повысить настроение музыкой и ритмическими движениями? Ответ – да. Можем ли мы повысить познавательный интерес у детей используя музыку, движения и речь? Ответ – да. Вы помогли мне ответить на вопрос, почему я выбрала для своего мастер-класса именно эту тему. Мне остается только рассказать вам, что это за технология. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. Эвритмия — это искусство выразительных движений, основанное на закономерностях речи и музыки, являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития. Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером. В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры дошкольников. Это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия — основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. Основные задачи, решаемые на занятиях:
Эвритмия осуществляется на основе следующих принципов: - принцип здоровьесбережения. Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. - принцип развития творческого воображения. Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал. - принцип формирования способности к сопереживанию. Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. Готовых методик проведения эвритмических занятий нет. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии: В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова. Кроме того, простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения. Например: Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч» «Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши, Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте, Красный, синий, голубой (поочерёдно поднимают ноги, Не угнаться за тобой (бегут на месте)» Занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Занятия с элементами эвритмии включают в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
Музыкальный магазин (предварительно рассказать про короткие и длинные звуки)
Игра с элементами самомассажа Вышли мы на улицу – солнце припекает. Гладит щёчки, лоб и нос в волосах играет. Солнце, солнце, спинку грей, Не жалей своих лучей. Тёплым своим лучиком пробеги по ручкам нам. Грей животик нам и шею. Припекай, свети сильнее.
"Змейка" Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве. Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку "Чешской народной мелодии" бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.
«ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО» Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения. Участники образуют круг и взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого из участников (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.
Музыкально- творческая игра «ай, да я» Играющим задается различная музыка (вальс, марш, полька). Играющие должны придумать различные упражнения и движения в соответствии с музыкой. Лучшую импровизацию отмечают и показывают всем. - игротанцы — танцевальные игры, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. игра- движения Раз, два, три, четыре, Лучше всех танцуем в мире. Все, друзья, к нам в круг вставайте И движенья повторяйте! Мы шагаем все вперед, С приседаньем поворот. «Рыбкой» руки мы сложили, По морю синему поплыли. А теперь волна вперед, На носочках поворот. Руки вверх потянем, С неба звездочку достанем. Теперь партнеру впереди На плечи руки положи. Танец танцуем что надо, Пусть это будет ламбада! С помощью эвритмии можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение. Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. Рефлексия. Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе. На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
|