Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Инновационные методы в работе музыкального работника в ДОУ»
Занятия по Музыке
Автор: Бесаева Марина Юрьевна   
15.11.2022 15:28

«Инновационные методы в работе музыкального работника в ДОУ»«Инновационные методы в работе музыкального работника в ДОУ»

Методическая разработка:

Автор: музыкальный работник Бесаева Мрина Юрьевна

При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что и современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах ранее. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они иначе воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать и размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

 

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметно‐развивающей среды отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально‐игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно‐развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.

Использование компьютера в учебном процессе даёт, во‐первых, дополнительную учебную информацию, во‐вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно‐ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

В НОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш‐ в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально‐сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен‐Санса, Римского‐Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Или дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети припевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре.

Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно‐воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «На день рождение к Снеговику»

Муз. р.: «Здравствуйте, ребята! Я, Зимушка-Зима, пришла к вам в гости и очень хочу с вами познакомиться.

Коммуникативная игра «Знакомство»

Собрались ребята в круг, слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся, и друг‐другу улыбнёмся.

Ребята, я приглашаю вас в свои владения. А приведёт нас к ним музыкальная дорожка.

Музыкально‐двигательное упражнение

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (хороводный шаг) По дорожке мы пойдём и притопывать начнём. (шаг с притопом)

Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте. (ковырялочка)

А теперь мы поспешим, и по кругу побежим. (легкий бег)

И потопаем немножко по дорожке, по дорожке. (топающий шаг)

Муз. р. «Вот мы и пришли на лесную полянку. Вокруг снег лежит да мороз трещит. Замерзли?»

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся» Сильный мороз, заморозил наш нос.

Носик погреем, подышим скорее.

(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку)

Отогрели нос, а подбородок замерз. (Глубокий вдох через нос) Ладошки погреем –

Дышим веселее! (Выдох на ладошки, произнося слог «а»)

Муз. р. Полюбуйтесь, как красиво вокруг. Ой, смотрите, что я нашла? Дети. Письмо.

Муз. р. Письмо мокрое, в снегу, слова в нём некоторые совсем «растаяли». Давайте, попробуем его прочесть, может в нём написано что‐то важное. «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на день рожденье. А дальше песенка. Тех, кто к скуке не привык, в гости ждёт вас...» Ой, дети, а дальше нечего не понятно, кто это нас приглашает?

Дети. Дед Мороз, Белый медведь, Снеговик.

Муз. р. А давайте отправимся в путешествие, а по дороге узнаем кто нас пригласил.

Муз. р. А что мы можем подарить имениннику? (Ответы детей) М.р. А я предлагаю подарить ему музыку. Хотите её услышать?

Дети слушают произведение П.И. Чайковского «Декабрь»

Муз. р. А какая музыка была по характеру? (ответы детей)

Муз. р. Написал эту музыку (показывает портрет) П.И. Чайковский. А называется она так, как называется первый месяц зимы?

Беседа о характере музыки.

Муз. р. Это музыка волшебная, хрустальная, таинственная, воздушная, как будто кружатся снежинки. А хотите превратится в снежинки?

Дети. Хотим.

Муз. р. У меня есть необыкновенный снежок. Я на него подую, и вы все превратитесь в снежинки (Берёт конфетти в руку и дует на него). М.р. Вначале тихонько, а потом всё сильней и сильней.

Дыхательная гимнастика

Муз. р. А вы меня тоже превратите в снежинку.

(Дети берут конфетти и выполняют дыхательную гимнастику).

Муз. р. А теперь каждая снежинка должна придумать себе танец.

Танец Снежинок

Ну‐ка, снежочки, летите, и свой танец покажите.

(Звучит музыка, дети импровизируют, и придумывают танец снежинок).

Муз. р. А ещё снежинки могут танцевать вот так. (Показывает новые движения).

Муз. р. Снежинки кружились и тихонько опустились на землю.

М.р. Дети, нам нельзя останавливаться, пора продолжать путь. (раздаётся вой ветра.) Дети, а что это?

Дети. Ветер, вьюга, метель.

Муз. р. Подул холодный ветер, загудела вьюга. Страшно и неуютно становится от завывания ветра.

«Ветер шумит, ветер гудит,

Очень страшно одному,

А ветер всё: у, да, у. (Поёт на глиссандо, и изображает голосом вой ветра).

Муз. р. А теперь споём, так чтобы наш голос был похож на завывание ветра. (Дети поют и показывают рукой).

Муз. р. Совсем холодно и неуютно стало, в чтоб согреться, давайте споём весёлую песню. Сядем на стулья. А какую, угадайте сами?

(Играет мелодию, дети узнают песню)

Муз. р. Правильно, это песенка называется «Ах, снежок».

Муз. р. Давайте ее споем.

Муз. р. Мы так звонко и весело пели, что к нам на полянку прибежали мои друзья – лесные жители. Они очень любят играть на музыкальных инструментах.

Давайте поиграем вместе с ними.

(Игра на музыкальных инструментах,)

Мы с вами веселились, играли и не заметили, как пришли к волшебному домику. А теперь давайте мы присядем и нарисуем того, кто живет в этом домике. А я с помощью песенки помогу вам отгадать, кто там живет.

(Музыкальный руководитель поет песню «Я рисую») (Подходит к Снеговику)

Муз. р. (стучит) Здесь живёт Снеговик, не мал, не велик,

День рожденье здесь справляют?

И гостей здесь ожидают?

Снеговик. Здесь, здесь, я очень рад… Кто пришёл ко мне?

Муз. р. Ребята

Снеговик. Очень я люблю играть,

Песни петь и танцевать, Снеговик я не простой, я весёлый, озорной.

Муз. р. Дети, давайте подарим Снеговику веселый танец «Хочу танцевать».

Муз. р. А теперь я, Зимушка‐зима, хочу поиграть в веселую игру «Кутерьма»

Муз. р. А теперь давайте немного отдохнем.

Релаксация

Муз. р. Ой, посмотрите, а вот и снег пошел, подставляйте ладошки, ловите снежинки.

Муз. р Друзья, Снеговик оставил для вас сюрприз. Вы любите сюрпризы? Вот волшебная коробочка, несите снежинки и складывайте в коробочку. А сейчас скажем волшебные слова «Бом, бом, бом – мы чудес очень ждем. Свершилось чудо. Наши снежинки превратились в сладости. Эти гостинцы вы возьмете с собой.

Муз. р. Вы сегодня все молодцы, вы мне очень понравились, вы все старались поздравить Снеговика, мне было с вами хорошо, мы подружились.

А вам понравилось наше путешествие?

Муз. р. А теперь, нам пора попрощаться.

(Дети по музыку выходят из зала).

Список литературы:

  1. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель» 2005. – №1.
  2. Радынова О.П. «Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994. – № 2.
  3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. – №1.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год