Третья встреча в «Музыкальной гостиной» на тему «Эх, родная балалайка, от души нам поиграй – ка!» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Фатхутдинова Анастасия Александровна Дьячкова Галина Валентиновна | |||
02.07.2022 21:20 | |||
Третья встреча в «Музыкальной гостиной» на тему «Эх, родная балалайка, от души нам поиграй – ка!» Авторы: музыкальные руководители Фатхутдинова А.А., Дьячкова Г.В. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Мы радуемся новой встрече с вами в нашей "Музыкальной гостиной". Продолжаем разговор о каком инструменте? (Ответ детей) Правильно, о балалайке! Балалайка удивляет — три струны, а как играет! Стоит струн ее коснуться, получится в разные образы окунуться. Балалаечку возьмём, и за струнку ущипнем.
Голос Балалайки: Я балалайка не простая, а волшебная такая. Покажу вам и сыграю, как я птиц изображаю. Ты струны моей коснись, образ первый появись. Музыкальный руководитель приглашает каждый раз разных детей ущипнуть струну. 1. Слушаем и смотрим А. Шалов." Во лесочке комарочков много уродилось" (на экране) Голос Балалайки: Вновь струны моей коснись, второй образ появись 2. "Курица" Ж.Ф. Рамо Голос Балалайки: Третий раз струны коснись, новый образ появись 3. "Соловей" А.А. Алябьев По каждому прослушанному отрывку проводится беседа, в который отмечаем характерные особенности звучания и средства музыкальной выразительности. Музыкальный руководитель: Не сидим, и не скучаем, балалайке помогаем. Потанцуем, поиграем, образы в движении изображаем. Двигательные импровизации под музыкальные произведения: "Соловей", "Курица", " Во лесочке комарочков много уродилось" Музыкальный руководитель: Возможности балалайки очень велики. Мы сейчас послушали несколько образных произведений. А чем же еще удивит нас балалайка? Голос Балалайки: Я сейчас как забренчу, в разных ритмах зазвучу. Я играть не устаю, исполнить танцы вам могу. Хабанеру, вальс, гавот, балалайка исполнять начнет. Музыкальный руководитель: Итак, внимание, смотрим и слушаем (на экране) 1. "Хабанера " Музыкальный руководитель: Прозвучала "Хабанера". Это кубинский танец, в не очень быстром, размеренном темпе. Предлагаю еще раз прослушать, прохлопать ритм. (На экране в помощь ритмо — схема. Обратить внимание на разную протяженность полосок, изображающих длительности.) 2. "Вальс" Музыкальный руководитель: Знакомый всем танец, плавный легкий, нежный. Посмотрим на экран. Ритмо — схема нам в помошь. Прослушаем еще раз пьесу, и попробуем ритм протопать. Сильную долю на раз — правой ногой, а 2 и 3 доли — левой. 3. "Гавот" Музыкальный руководитель: Гавот — французский танец, название произошло от названия местечка, в котором он и возник. По характеру веселый, быстрый. Его легко узнать по ритмическому рисунку. Смотрим на экране ритмо — схему. Еще раз прослушаем и прохлопаем ритм, а затем давайте выложим ритмический рисунок звучащего фрагмента, используя напольные (гимнастические) палочки и круги, имитирующие чередование коротких и длинных звуков) Дети выкладывают (несколько комплектов — насколько детей одновременно) Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение: Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка! Барабань-ка, барабан! Разверни бока баян! Колокольчик зазвенел — с бубном поиграть хотел. Вот трещотки, бубенцы – озорные молодцы! К небу тянется рожок, наш веселый пастушок. Громко ложечки играют и ребяток забавляют! А вот и наш аккордеон, выступает важно он. Тут и домра — веселушка, всем веселая подружка! Музыкальный руководитель:: Кто может сказать, о чем это стихотворение? (Ответы детей) Музыкальный руководитель: Правильно, о народных музыкальных инструментах. И все они очень дружны с нашей балалаечкой, потому что она способна звучать красиво не только в одиночестве, сольно, но и обогащать звучание дуэта, ансамбля, и даже целого оркестра! Посмотрите на экран. Слайд картинка"оркестр русских народных инструментов". Дети рассматривают, показывают, и называют участников оркестра. Музыкальный руководитель: Давайте послушаем звучание оркестра русских народных инструментов. (Дети слушают) Сегодня у нас есть возможность познакомиться с этими инструментами еще ближе. Для этого балалаечку возьму, за струнку снова ущипну. Щиплет струну Голос Балалайки: "Ой, щекотно! Погодите! Вы меня так не смешите! Я балалайка не простая, а волшебная такая Вам загадку загадаю – отгадай, на чем играю?!" Музыкально-дидактическая игра"Угадай, на чем играю" Музыкальный руководитель садится за ширму, за ней стоит столик с инструментами: ложки, бубен, трещотки, бубенцы, балалайка, колокольчик. Играет на одном из инструментов – дети отгадывают по звучанию и тембру, что это за инструмент, не видя его. Голос Балалайки: "Инструменты хороши – поиграй и попляши!" Музыкальная игра «Оркестр». Звучит фонограмма Голос Балалайки: Ох как весело играли, настроенье мне подняли! А теперь вы посидите и немного отдохните. За то, что вы сумели настроенье мне поднять, Хочу я вам ребятки историю рассказать. Я уже не молода, быстро так летят года. Но у меня сестренка есть, от нее глаз не отвесть. Она меня постарше, может быть и краше. С ней похожи мы немного, но и разного в нас много. Похлопайте задорно, ведь в гости пришла ДОМРА! (Включаем видео концерта — встречи с воспитанниками детской музыкальной школы.) На видео преподаватель по классу домры рассказывает о ее внешнем виде, сходствах и различиях с балалайкой. Они очень похожи, только у балалайки юбочка треугольная, а у домры круглым шариком. Далее на домре исполняется произведение "В лучах восходящего солнца" Владимира Кошелева. Голос Балалайки: (по окончании видео) За встречу с домрой говорю спасибо, наслаждались звучаньем красивым. Музыкальный руководитель: А теперь, внимание, блиц- опрос! За каждый правильный ответ мы получим улыбающийся смайлик, и положим его в сундучок. Музыкальный руководитель:
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, очень приятно, что вы были очень внимательными, ответили правильно на все вопросы, и сложили в сундучок много улыбающихся смайликов. Голос: Это что за чудеса, смайлики кладут сюда. Вот возьму, и поиграю, на конфетки обменяю. За встречи вас благодарю, угощение дарю. Голос Балалайки: И про меня не забывайте, снова в гости приглашайте. Раздача угощения. Дети покидают "Музыкальную гостиную" под веселую народную музыку.
|