Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Музыка» «Перелётные птицы» (старший дошкольный возраст) |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Минина Маргарита Николаевна | |||
07.03.2022 08:16 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Музыка» «Перелётные птицы» (старший дошкольный возраст) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 106 Составила: Минина Маргарита Николаевна музыкальный руководитель 1 квалификационная категория г.Ангарск 2021г. Аннотация. Сценарий итогового занятия «Перелетные птицы» будет актуален для музыкальных руководителей детских садов, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования в работе по ознакомлению детей с окружающим миром. Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с окружающим миром станет возможной только при условии их активного взаимодействия эмоционально-практическим путём через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Это вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником действия, где сочетаются музыка и познавательный сюжет — совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий. Развитие творческих способностей детей – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Но чтобы воспитать в ребёнке творческую личность необходимо активизировать задатки ребёнка через музыкально – ритмическую деятельность, так как это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, развития художественного воображения, эмоций и чувств. Музыкально – ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Цель: Проявление творческой активности детей через музыкально-ритмическую деятельность. Задачи. Образовательные задачи.
Развивающие задачи.
выполнение танцевального образа.
игровой деятельности.
Воспитательные задачи.
Задачи ОО в интеграции. Познавательное развитие: расширение кругозора детей, развитие воображения и творческой активности; Физическое развитие: развитие двигательной активности детей; Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. Речевое развитие: обогащение активного словаря Предварительная работа: досуг проводился как итоговое мероприятие в рамках лексической темы «Перелетные птицы» Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, осознание своих качеств, самооценка Оборудование для педагога: кинопроектор, экран, магнитофон, фортепиано, волшебная веточка, слайдовые презентации (Приложение №1, Приложение № 2); Оборудование для детей: шапочки для птиц, изображения птиц для осуществления самооценки (Приложение №3) Структура совместной деятельности. Вводная, основная, заключительная. Форма проведения. Фронтальная Предполагаемый результат реализуемого занятия. 1. Дети научатся использовать выразительные средства для передачи образов, попытаются самостоятельно их реализовать. 2. Будут конструктивно взаимодействовать друг с другом на игровой площадке, смогут договариваться и выстроить свои отношения. 3. Проявят умение эмоционально воспринимать музыку, петь и прислушиваться к пению других. 4. В процессе деятельности проявят творческую активность. 5. Достигну положительного эмоционального отклика у детей и удовлетворения от совместной практической деятельности. Ход мероприятия. Дети входят в зал под веселую музыку. 1. Вводная часть. Слайд № 1 – лето Приложение №1 Музыкальный руководитель: Я очень рада снова вас видеть в музыкальном зале. Все готовы заниматься? Ну, тогда начнем с замечательного приветствия «С ДОБРЫМ УТРОМ» (2. 31сек.) (Д. Воскресенский) (коммуникативная игра)https: //disk. yandex. ru/d/ZuNyxI07MavBuQ Да, хорошо летом! Тепло, везде цветы цветут, бабочки радуют глаз своей красотой, букашки, жучки, паучки…Красота! 2. Основная часть. Слайд № 2 – осень Приложение №1 Но после лета обязательно наступает осень. Ребята, а какая она, осень? (ответы детей) У каждого осень своя (подвести итог тому, что скажут дети) Мы сейчас с вами потихоньку присядем на стульчики и узнаем, какой же видит и слышит осень композитор. (слушание) Слайдовая презентация «ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА» (П. Чайковский.) ( (4, 30сек.) https: //disk. yandex. ru/d/Ct21RdYGxIlJzw Приложение №2 Видео презентация «ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА» (3, 56 сек.) https: //youtu. be/hdQeCUreWZI Вы, вспомнили кто автор этой музыки, как она называется. Слайд № 3 – композитор Приложение №1 А какая осень у П.Чайковского? (Вспоминают название, композитора, беседа о характере музыки.) Ребята, а как мы узнаем, что наступила осень? (ответы) Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, когда летают паутинки – ранняя осень, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима уже на пороге. А что происходит с животными и птицами? Ложатся в спячку, а птицы улетают в теплые края. А вы знаете, ребята, мне осень подарила вот такую волшебную веточку. Музыка волшебства (0. 9 сек.)https: //disk. yandex. ru/d/MK6QI-J9DqdaCg Волшебной веточкой взмахну И в птиц ребят я превращу. (имя ребенка) скажи, в какую птицу ты превратился? (ответы) Вы все стали птицами, у вас у всех есть крылья. Посмотрите, какие у вас они разные, у кого-то большие, у кого-то маленькие. Для того чтобы летать недостаточно стать птицей для этого нужны крылья. А для перелётной птицы важно чтобы крылья ещё были и сильными. Слайд № 4 – журавли Приложение №1 Мы с вами превратились в птиц, и сейчас будем готовить свои крылья для полёта. Музыкально-ритмическое упражнение «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ КРЫЛЬЯ» (2. 19 сек.) (мелодия Д.Верди из оперы «Травиата» в исполнении оркестра П.Мориа) ( «Журавлиный клин») https: //disk. yandex. ru/d/eqKhVIY_gODxkw Выполнить 2 раза: 1 – показ муз. рук., 2 – показ сверстника, выбрать лучшего. Наши крылья стали сильными, выносливыми. Как вы думаете, готовы ли мы к отлету? Не забывайте, путь в тёплые края очень трудный и долгий, и в пути обязательно нужны надёжные и верные товарищи. Поэтому птицы всегда улетают…… стаями, друг за другом. Вот и я вас прошу встать друг за другом. Сейчас мы с вами посмотрим, сможем ли мы держаться друг за друга, как перелётные птицы. Слайд № 5– журавли улетают Приложение №1 И в этом нам поможет замечательная песня. Но сначала выберем вожака (по желанию) у каждой стаи есть вожак. Не забудьте, что во время звучания проигрыша, вы летаете как журавли. Исполняется песня «УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ» (3. 06 сек) (А. Евтодьева) https: //disk. yandex. ru/d/uo0rYLvFTlcjmQ Замечательное исполнение песни. Во время исполнения песни какие у вас были красивые «крылья»! У нас с вами сильные крылья, мы умеем держаться друг за друга, а сейчас мы посмотрим, насколько мы внимательны, ведь внимание в дороге нам тоже может пригодиться. Во время полета вы будете перестраиваться в круги 1, 2, 4. Слайд № 6 – графическое изображение Приложение №1 На экране будет появляться изображение, я буду говорить словами. Выбираем вожаков, надеваем на них шапочки. Все готовы? Тогда начинаем! Музыкальная подвижная игра «ПОСТРОЙСЯ В КРУГ» (2. 46сек.) (А. Петров «Служебный роман») https: //disk. yandex. ru/d/V0ebS3duBlTFkA Слайд № 7 – круг (далее Приложение №1) Мы на месте не сидели, И по кругу пролетели. Слайд № 8 – 2 круга Полетали, полетали, В два кружочка дружно встали Слайд № 9 – 4 круга А теперь чуть усложним В четыре круга полетим. Слайд № 10 — 2 круга Полетали, полетали, В два кружочка дружно встали. А сейчас будет задание посложнее. Каждый круг должен подумать и решить, как вы будете дальше лететь. Вспомнить, как летают птицы – кругом, змейкой, клином, шеренгой, парами. Слайд № 11 – все варианты Дети выполняют задание. Игра повторяется. Слайд № 12 – 2 круга В двух кружочках полетали И в четыре дружно встали. Слайд № 13 – 4 круга В четырёх мы полетали И в большой обратно встали. Слайд № 14 – 1 круг Полетали, полетали, В два кружочка дружно встали. Слайд № 15 – 2 круга А теперь все не зевайте И заданье выполняйте! Слайд № 16 – все варианты Приложение №1 Вы правильно и быстро справились с заданием. Вернуться к Слайд № 5 – журавли улетают Приложение №1 Теперь, как вы думаете, готовы мы к отлету? У нас большие сильные крылья, мы умеем летать друг за другом и даже перестраиваться. Вот и наступил последний вечер перед полетом. После такой длительной подготовки необходимо расслабиться, восстановить дыхание, отдохнуть. Слайд № 17 – журавли отдыхают Приложение №1 Давайте, вместе выполним упражнение «РАССЛАБЛЕНИЕ ПРИЯТНО» (2. 17сек.) (П. Чайковский «Сладкая гроза») https: //disk. yandex. ru/d/FuYqdl3y18oTpQ Воспитатель (читает текст, дети выполняют движения) Примите позу удобную для отдыха. (присесть) Есть у нас игра такая, разводят «открытые» руки в стороны, Очень лёгкая, простая: плавно возвращают их на пояс, Замедляется движенье, медленный взмах руками вверх через стороны, Исчезает напряженье... И становится понятно: плавно опускают руки, наклоняясь вниз, Расслабление приятно! и расслабляют их, снимая напряжение от плечевого пояса, до кистей, слегка их встряхивая, Вот и кончилась игра, Нам лететь уже пора! выпрямляются. М.р.: Ну, вот и настал день отлета. Мы все наденем шапочки и исполним танец «ЖУРАВЛИ» (Поль Мориа «Жаворонок»). https: //disk. yandex. ru/d/ayKbpUbAkfFPYA Слайд № 18 – журавли улетают Приложение №1 Дети надевают шапочки. На фоне музыки звучит стихотворение. Крик печальный журавлиный И прощальный взмах крылом. Улетают птицы клином, Покидая милый дом (начало танца) Пролетая над полями, Журавли курлычут нам «До свиданья! До свиданья! Мы весной вернём к вам». (конец танца) (З. Роот) Понравилось вам быть птицами? А что нового вы узнали о них? (ответы детей) Но нам пора возвращаться в детский сад и я это сделаю при помощи волшебной веточки. Волшебной веточкой взмахну И птиц в ребят я превращу! https: //disk. yandex. ru/d/MK6QI-J9DqdaCg 3. Заключительная часть. Мы с вами превратились в ребят, снимем шапочки и аккуратно положим их на место. Понравилось вам быть птицами? А что нового вы узнали о них? Да, действительно, для того, чтобы отправиться в полет, птицы должны вырасти, набраться сил, укрепить свои крылья, научиться перестраиваться в полете и понимать указания своего вожака. Слайд № 19 – изображение взрослой птицы и птенца. Приложение 3.doc Вот и подходит к концу наше занятие. А какими вы были птицами, оцените сами. Если у вас все хорошо и правильно получалось, то вы уже взрослая сильная птица, а если что – то получилось не совсем правильно, то, наверное, ваша птица ещё недавно появилась на свет и ей еще придется поучиться! Воспитатель: Ребята, давайте заберем выбранных вами птиц в группу и там, раскрасив их, дополним свою коллективную работу о осени. (Музыкальное прощание) (Дети под музыку выходят из зала). Анализ занятия Занятие состояло из 3 частей: вводная, основная, заключительная.
Считаю, что намеченные задачи в ходе занятия были выполнены полностью, дети получили удовлетворение от совместной практической деятельности
|