Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством шумового оркестра
Занятия по Музыке
Автор: Мамотенко Татьяна Ивановна   
03.01.2022 20:40

Развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством шумового оркестраРазвитие музыкальных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством шумового оркестра

Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.

Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Именно культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование, в том числе специальное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.

 

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта.

В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.

В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка.

В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие:

  • приобщать детей с проблемами в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности
  • развивать музыкальные способности детей
  • способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности
  • развивать у детей представления о различных видах музыкальной деятельности и формировать посильные способы этой деятельности
  • формировать доступные знания о музыке, ее особенностях, о различных видах музыкальной деятельности
  • доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности
  • способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.

В процессе организации и проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами важно:

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка
  • применять индивидуально-педагогический подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса
  • использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.

У детей с нарушенным зрением, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые, сверстники.

В целом у детей совершенствуются эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, возрастает активность восприятия, формируется музыкально-слушательская культура.

Детское музицирование — одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на ДМИ способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное — повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Такие шумовые инструменты как трещотка, маракас, бубны, свистульки, ложки, круговые трещетки, колокольчики и др. наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

  • музыкальные занятия
  • театральная деятельность
  • выступления на праздниках
  • кружковая работа.

В разных видах деятельности:

  • пение
  • слушание музыки

- движение.

Сущность приобщения детей к элементарному музицированию — это создание условий для развития творческих способностей детей. Применяются приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Но в работе с детьми с ОВЗ возникают определенные сложности. Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.

Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры на музыкальных инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми.

Большую роль в музыкально-коррекционных занятиях играет оркестр, когда дети хотят утвердиться в том, что и они смогут прикоснуться к инструментам, извлечь звуки и сотворить музыку. Дети учатся выступать перед зрителями, приобретают навыки исполнительства, раскрепощаются при игре на музыкальных инструментах, что дает импульс для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка и проявления себя как человека талантливого, своеобразного, тонко чувствующего прекрасный мир музыкального искусства.

Музыкально — коррекционные занятия направлены на творческую реабилитацию дошкольников с ОВЗ. В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети с удовольствием сочиняют музыку к сказкам. Так, всем известная русская народная сказка «Теремок» преображается музыкальными характеристиками героев, которые придумывают дети. Мышку изображают тихой, робкой мелодией, сыгранной на металлофоне, ёжика – шуршащим маракасом, медведя – барабаном в пунктирном ритме марша, лягушку – громкой колотушкой.

Творческая реабилитация таких детей не ограничивается музыкально-терапевтическими занятиями. Дети активно выступают на праздниках и концертах с ребятами.

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляется через разные формы работы:

  • фронтальные и подгрупповые занятия
  • тематические занятия
  • развлечения, праздники
  • театрализованные игры с музыкальным сопровождением
  • музыкально — дидактические игры
  • индивидуальная работа с детьми

-создание музыкальных зон в группах.

Главной целью является формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах.

В соответствии с целью сформированы основные задачи коррекционных занятий:

  • развивать музыкальные способности детей
  • расширять музыкальный кругозор детей
  • развивать в детях способность слушать и наблюдать
  • дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах
  • увлечь детей музыкальными инструментами
  • развивать творческое воображение и слуховую фантазию
  • развивать творческую активность
  • развивать способности детей к организованной игре в ансамбле
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей

Для обучения детей игре на музыкальных инструментах используются следующие методы:

  1. Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ.
  2. Словесный метод используется во время проведения музыкально- дидактических игр рассматривания музыкального инструмента, вопросов педагога и ответов детей, экспериментирования.
  3. Наглядный метод используется во время проведения музыкально- дидактических игр, экспериментирования, рассматривания демонстрационного и раздаточного материала.
  4. Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность, провести игры.
  5. Игровой метод используется в организации учебно-игровой деятельности.

В работе с детьми рекомендовано использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

Работа по обучению детей с ОВЗ игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка.

Литература

  1. Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф, 2004.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Лопатина Л.В. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 320с.
  4. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М. – 2003.
  5. Готовимся к школе. Программно — методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М. 1998.
  6. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6.
  7. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.
  8. Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2.Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. #., Добровольская Т. А.
  9. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 112 с.
  10. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителядефектолога / Н.Г. Кононова.: Владос; Москва; 2008
  11. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.
  12. Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. /сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. -2-е изд. – М.: Благотворительный фонд» Даунсайд Ап», 2010. – 80 с.
  13. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год