ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: И. Ю. Реутова, Е. П. Лавриненко | |||
26.11.2021 20:33 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ И. Ю. Реутова, Е. П. Лавриненко Музыкальные руководители МБДОУ детский сад №58 г. Белгород Формирование и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста — одна из приоритетных задач, стоящая перед дошкольными образовательными учреждениями. Особенно остро она стоит в период адаптации ребенка к ДОУ. С поступлением в детский сад жизнь ребенка меняется кардинальным образом: более четким становится режим дня, появляется необходимость постоянно контактировать с коллективом сверстников и подчиняться требованиям взрослого человека ранее ему незнакомому, резко уменьшается персональное внимание к нему и т. п. А самое главное — рядом отсутствуют родители и родные ему люди. Все это приводит, как правило, к стрессовой ситуации, в которой оказался ребенок, что может отрицательно сказаться на формировании и укреплении его психологического здоровья.
Психологическое здоровье, наряду с физическим и нравственным, — компонент многоаспектного, целостного феномена здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Иными словами, с одной стороны, оно позволяет адекватно выполнять возрастные, социальные и культурные роли, с другой, — обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Адаптация детей к ДОУ нередко происходит с осложнениями. Педагог- психолог А. Ф. Двойнова считает, что сложность привыкания детей к детскому саду обусловлена повышением периода начала посещения дошкольного учреждения и увеличением образовательной нагрузки. По её мнению, адаптация может приводить как к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), так и негативным (стрессу). Адаптацию она понимает, как активный процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. А. Ф. Двойнова выделяет два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Впервые придя в детский коллектив, малыш во всем видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится: боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, того, что мама забудет о нем, уйдя из сада на работу. Этот страх — источник стресса, он является пусковым механизмом стрессовых реакций. Очень часто это приводит к возникновению различных заболеваний. Так, повторяющиеся инфекции, отиты и бронхиты, астма, ухудшение аппетита, снижение веса, нарушения сна у детей, регресс в речевом развитии сегодня рассматриваются как реакции ребенка на плохо переносимые внешние условия. О.В. Хухлаева и другие исследователи, подчеркивают наличие тесной взаимосвязи между психологическим и физическим здоровьем детей. Чем младше ребенок, тем более выражена эта взаимосвязь. Как же облегчить ребенку процесс адаптации, что поможет ему заменить отрицательные эмоции положительными? Ведь, если ребенка постарше можно уговорить, объяснить ситуацию, увлечь интересной игрой, то малыша порой даже трудно успокоить, привлечь его внимание. Здесь на помощь приходит музыкотерапия. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Беседы с родителями, анкетирование позволили выявить, что в современных семьях очень редко мамы поют малышам незатейливые детские песенки, пестушки. В лучшем случае вспомнят: «Придет серенький волчок...». Дети практически не слышат «живой музыки», ее заменили телевизоры, компьютеры, магнитофоны. А практика показывает, что стоит подойти к рыдающему, страдающему без мамы малышу и запеть, привлекая его внимание к яркой игрушке, слезы высыхают сами собой. Пение взрослого, игра на музыкальном инструменте выполняют уникальную роль «живой музыки» как средства коммуникации. Психологическое воздействие музыки проявляется в ее влиянии на эмоционально-личностную сферу, при этом музыка выполняет релаксационную, регулирующую функции. Исследования С.М. Миловской, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведевой показывают, что ребенок, «входящий» в музыку, действуя в этом удивительном мире, качественно меняется в своём развитии. Во время общения с музыкой он освобождается от тревожности, страхов, негативных переживаний, позитивно относится к окружающему миру. Сегодня музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей дошкольного возраста. Это касается страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Музыка позволяет успокоить или активизировать, настроить, заинтересовать, помогает установить контакт между педагогом и ребенком, развить коммуникативные возможности ребе-ка. Непосредственно воздействуя на чувства ребенка музыка побуждает его к сопереживанию, формирует его внутренний мир, повышает самооценку на основе самоактуализации, развивает эмпатические способности, способствует: установлению и развитию межличностных отношений (замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми), помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т.д. Положительнее воздействие музыки на ребенка связано с появлением у него позитивных переживаний, новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень и его эмоциональное состояние, способствуя укреплению психологического здоровья. Применение изотерапии (рисование, лепка) также позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития коммуникативных умений у замкнутых детей, обеспечиваются положительные эмоциональные реакции у детей с агрессивными проявлениями, оказывая влияние на осознание ребенком своих переживаний, на формирование позитивной «Я – концепции», уверенности в себе. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, при коррекции эмоционального неблагополучия, страхов, тревожности. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Во время прослушивания страшных сказок ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится более гибким. Куклотерапия — метод коррекции с применением кукол, который используется для профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция поведения достигается путем разыгрывания на куклах типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. Применение методов и средств артпедагогики способствуют формированию и развитию у детей дошкольного возраста навыков общения и соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения; формированию качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия, что в целом положительно сказывается на психологическом здоровье детей и способствует его укреплению.
|