Развитие речи ребенка с помощью музыки. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Комиссарова Светлана Николаевна | |||
27.12.2020 21:11 | |||
Развитие речи ребенка с помощью музыки. Недавно меня заинтересовал вопрос, развивается ли речь ребенка с помощью музыки? И возможно ли это? А так как в последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, то эта тема становится актуальна. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Слыша музыку, ребенок непроизвольно начинает пританцовывать под музыку, подпевать ей, использовать различные жесты и мимику.
Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями. Итак, музыка и речь. Что музыкальные занятия дают для речевого развития ребенка? Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности в детском саду с токи зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей. Слушание музыки. Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки; когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения; высказывают свое отношение к его образам, дают им оценку. Мною замечено, интерес детей повышается, если произведения объединены общим рассказом или принадлежат творчеству одного композитора. Например: П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» или «Шалун» О.Бера, «Капризуля» В.Волкова, «Резвушка» В.Волкова. После прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, обязательно предлагаю детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, образ, свои чувства, свое отношение к музыке. Например: «Страшилище» В.Витлина и «На слонах в Индии» А.Гедике, «Марш гусей» Бина Канада и «Танец дикарей» Ёсинао Нака. Дыхательная гимнастика. Дыхательную гимнастику мы используем непосредственно перед пением. Голос нужно разогреть, подготовить! При этом, органы дыхания играют ведущую роль, их нужно закаливать и укреплять мышцы носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Эти упражнения используем и для развития чувства ритма, т.к. выдох и вдох мы проделываем на разные длительности, на стаккато и легато. Дыхательная гимнастика формирует правильное дыхание, что развивает легкие и способствует лучшей циркуляции крови в организме (дает оздоровительный эффект) и тренирует силу вдоха и выдоха, что немаловажно для речевых детей. Песенки-распевки. Короткие песенки-попевочки детям очень нравятся, дети любят их петь. Они задают тон и подготавливают голос к пению. Пение. Основной вид музыкальной деятельности наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества! В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пение для развития речи:
Музыкально-ритмические движения. Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени. Согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений и т.д. Поэтому, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи. Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение. Активизируют речь детей. Тренируют память, фантазию, воображение, наблюдательность, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики. Игра на детских музыкальных инструментах. Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи. Извлекая звук, в основном шумовые, ребенок развивает метроритмическое чувство и учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки, что развивает мелкую моторику детей. Овладев умением играть на инструментах имеющих звукоряд, у детей очень развивается слух – это важно для активизации речи ребенка. Музыкально-пальчиковые игры. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики В свое время И.Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку. Пальчиковые игры способствуют развитию:
Музыкальные игры. Это самая веселая часть занятия. Подвижные музыкальные игры дарят детям радость и огромное число положительных эмоций! Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Итак, все, без исключения, виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Список используемой литературы:
|