Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
Занятия по Музыке
Автор: Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.   
09.10.2020 10:02

Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»

  • Лукичёва Я.Н. – учитель-логопед МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево
  • Шиян И.С. – музыкальный руководитель МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

 

Скачать конспект

У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

Так возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю».

Проект рассчитан на два года, начиная с сентября 2019 г. Реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие логопункт, музыкальный руководитель, учитель — логопед, родители.

Цель проекта: внедрить и апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.

Задачи проекта:

  • формирование слухового внимания
  • развитие слуховой памяти
  • развитие координации движений
  • развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие просодики (голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико-интонационная сторона речи (темп, паузация, ритм)
  • развитие фонематического слуха
  • воспитание темпа и ритма дыхания и речи.

По окончании реализации проекта "Я пою и говорю" ожидаем следующие результаты:

  • дети проявят устойчивый интерес к музыкально — речевым играм
  • смогут грамматически правильно формулировать свои мысли
  • преодолеют речевой негативизм и скованность
  • преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом
  • возрастет положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения у детей с логопедическими проблемами и с заиканием в частности.

Осуществляя коррекционную работу, учитываем:

  • структуру речевого нарушения
  • осуществляю индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности
  • закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях
  • всесторонне развиваю личность дошкольника.

Ход проекта

Этапы реализации проекта:

  • 1-й – организационный (сентябрь 2019 г.);
  • 2-й – формирующий (октябрь 2019 г.- март 2021г);
  • 3-й — заключительный (апрель 2021 г. — май 2021г.)

Первый этап — Организационный.

Формы работы

  1. Анализ научной и методической литературы.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Подборка музыкально — логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
  4. Организация предметно – пространственной среды.

Второй этап — Формирующий.

Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции, то есть сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.

В связи с этим широко используется ряд упражнений для укрепления мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.

Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал можно использовать как оформление логопедических игровых упражнений, так и, в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.

Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи: над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.

Реализация проекта проводится с использованием следующих приемов:

  1. Логопедическая ритмика;
  2. Театрализованная деятельность;
  3. Развитие музыкально-ритмических навыков;
  4. Развитие певческих навыков.
  5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, фонопедические упражнения.

Авторские разработки М.Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.

Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.

В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Работа над проектом наполнила повседневную жизнь воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные перспективы в работе и, как следствие, порадовала результатом. Дети активнее вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учётом ситуации, легче идут на контакт со взрослым и сверстниками.

Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год