Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Занятия по Музыке
Автор: Юрчук Ирина Григорьевна   
29.09.2020 17:36

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор: Юрчук Ирина Григорьевна, музыкальный руководитель.

Учреждение: МАДОУ детский сад комбинированного вида N55.

Населенный пункт: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, д.Алабино.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. Сухомлинский

Развитие творческих способностей очень актуально в наши дни и это — проблема 21века. Известно, что из скованных, «зажатых», неуверенных в себе детей, вряд ли вырастут действительно творческие личности. Самая главная задача педагогов – воспитать детей будущего неравнодушными, ищущими, способных к преобразующей деятельности.

 

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Наиболее ярко творческие способности детей дошкольного возраста проявляются в доступной и интересной для них театрализованной деятельности. Изобразительное искусство, слово, действие — воздействует на воображение ребёнка. Позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активностьдетей, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению”, а потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Детскую фантазию важно и необходимо использовать, направлять её в творческое русло.

Рекомендуется, решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности,

Во второй младшей группе: формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).

В средней группе: обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).

В старшей группе: совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

В подготовительной группе: развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:

  • на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий
  • задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал
  • на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Э. Грига, П. Чайковского), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.

Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

  • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей
  • изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом)
  • формирование достаточно высокой самооценки
  • воспитание педагогом своей креативности.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества — ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Театральные репетиции строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.

Работа над спектаклем:

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:

  • не перегружать детей
  • не позволять одним детям вмешиваться в действие других
  • предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
  3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
  4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
  5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
  6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
  7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
  8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
  9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.

Список используемой литературы:

  1. «Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками». Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
  2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети). Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
  3. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год