«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Юрчук Ирина Григорьевна | |||
29.09.2020 17:36 | |||
«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Автор: Юрчук Ирина Григорьевна, музыкальный руководитель. Учреждение: МАДОУ детский сад комбинированного вида N55. Населенный пункт: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, д.Алабино. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. Сухомлинский Развитие творческих способностей очень актуально в наши дни и это — проблема 21века. Известно, что из скованных, «зажатых», неуверенных в себе детей, вряд ли вырастут действительно творческие личности. Самая главная задача педагогов – воспитать детей будущего неравнодушными, ищущими, способных к преобразующей деятельности.
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Наиболее ярко творческие способности детей дошкольного возраста проявляются в доступной и интересной для них театрализованной деятельности. Изобразительное искусство, слово, действие — воздействует на воображение ребёнка. Позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активностьдетей, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению”, а потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Детскую фантазию важно и необходимо использовать, направлять её в творческое русло. Рекомендуется, решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, Во второй младшей группе: формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных). В средней группе: обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме). В старшей группе: совершенствовать художественно-образные исполнительские умения. В подготовительной группе: развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности. Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Э. Грига, П. Чайковского), расширять представления детей о музыке разных времён и народов. Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества — ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Театральные репетиции строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей. Работа над спектаклем: Создание спектакля с детьми — очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью. Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. 10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями. Список используемой литературы:
|