Влияние музыкального воспитания на эмоциональную сферу дошкольников. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Заикина Тамара Геннадьевна | |||
04.06.2020 08:58 | |||
Влияние музыкального воспитания на эмоциональную сферу дошкольников. Подготовила: Заикина Тамара Геннадьевна муз. руководитель МБДОУ детского сада №5 «Жар-птица» г. Брянска Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. В.А. Сухомлинский Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Ее решению подчинены задачи обучения детей различным видам элементарной музыкальной деятельности, формированию у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психологическим развитием.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики — интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л.С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под ее определяющим влиянием происходит формирование у детей высших психологических функций, поведения, личности в целом. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. Еще на девятой московской конференции по музыкальному воспитанию советский ученый-математик, профессор Г.Суворов отмечал разрыв, который наблюдается в наши дни между интеллектуальным и эмоциональным воспитании подрастающего поколения. «Опасность в том, что машины начнут думать!» — подчеркнул он в своем выступлении. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский). Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий мир. Огромную роль в развитии эмоциональной сферы играет искусство – явление прежде всего эмоциональное по самой своей природе. В наивысшей степени это относится к музыке, которая, по замечательному определению профессора В.В. Медушнского, является модель человеческий эмоций. «Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» (И. А. Ветлугина). Особенность музыки как искусства, состоит в том, что отражает не только простые, но и очень сложные эмоции. Ребенка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающий положительный эмоциональный отклик у ребенка. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении. На музыкальных занятиях музыка воспринимается детьми через разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. Эмоциональная отзывчивость—это одна из главных музыкальных способностей. По определению Б.М. Теплова «эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению». Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. При прослушивании музыки у детей вырабатывается устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей становиться более устойчивым. Таким образом, системное прослушивание музыкальных произведений вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их эмоциональное состояние. Музыка очень близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается ее сила воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Нет детей равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих чувствах. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с эмоциональным развитием, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Важно проводить словесное определение настроение музыки. Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо использовать стихотворения, иллюстрации, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ. Хорошо использовать на занятиях:
Слушая музыку нужно предложить ребенку самостоятельно определить по картинке настроение музыкального образа. Природная активность ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучание музыки. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для детей с неустойчивой нервной системой. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В этом возрасте дети очень любознательны. Они с большим желанием познают окружающий мир. Театральная, игровая деятельность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка. В театральной игре расширяются и углубляются знания об окружающем мире, развиваются память, мышление, восприятие и воображение; активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи и выразительность. Также совершенствуется моторика, координация, развиваются поведенческие навыки, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. А самое главное – игры необыкновенно эмоционально насыщенны. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей. Они становятся более раскрепощенными, общительными, учатся тоньше чувствовать окружающий мир. И все то, что дети узнают в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Совместное восприятие музыки может быть выражено в пении ребёнка для своих родителей, в совместном исполнении танцев и песен, и разумеется в слушании музыки. Если взрослые заинтересованно слушают музыку и высказывают, своё отношение, объясняя свои ощущения, это не проходит бесследно для ребенка: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке препятствует разностороннему развитию ребёнка, обедняет его кругозор. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей-дошкольников. Она способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности детей. Музыка – волшебница, она способна объединить усилия педагогов и родителей, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармонического развития личности ребенка.
|