Этапы работы с песенным материалом для дошкольников. |
Занятия по Музыке | |||||
Автор: Давыдова Елена Игоревна | |||||
17.04.2020 18:04 | |||||
Этапы работы с песенным материалом для дошкольников. Музыка — одно из действенных средств воспитания человека, а пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Пение является одним из основных средств музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они выражают свои переживания, чув-ства и глубже воспринимают музыку. Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инструменте. Пение развивает у детей:
Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети учатся работать в коллективе. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, часто оставаясь недоученной. Чтобы этого не происходило, педагогу нужно чётко осознавать, что разучивание песни – процесс длительный и интересный. Музыкальный руководитель (педагог) должен ясно понимать, чего он хочет добиться от детей в данный момент, уметь чётко ставить перед детьми конкретную задачу и стараться подбирать приёмы, не только целесообразные, но и интересные детям. Процесс работы над песенным репертуаром состоит из нескольких этапов: 1. Подбор песенного материала Песни нужно выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся. Необходимо подбирать песенный материал для дошкольников, исходя из доступности и несложного для запоминания текста и вокальной мелодии с узким диапазоном в пределах сексты первой октавы. 2. Обработка песенного материала: А) Если видим, что мелодия песни написана высоковато, для детского голоса, то можно просто поменять тональность, т.е. транспонировать песню в другую тональность. Б) Если найденный песенный материал понравился по смысловому содержанию текста и красоте мелодии, но понятно, что детям будет сложно воспроизвести вокальную часть песни, то можно скорректировать мелодию исходя из возможностей детей сохраняя при этом гармонический строй произведения: В) Если недостаточно куплетов для раскрытия сюжета песни или по каким-то причинам необходимо изменить слова в данных куплетах, то можно досочинить и добавить в песню свои слова:
И так, мы подошли к практической части работы над новым песенным материалом. Прежде чем начать разучивание песни, её необходимо продемонстрировать детям в том виде, в котором она должна будет прозвучать в их исполнении. Для этого педагог исполняет песню в том виде, в котором она должна будет прозвучать (под фортепиано или музыкальную фонограмму). Далее дети отвечают на вопрос: «О чём или о ком поётся в этой песне».
Учить слова песни необходимо куплетами по строчкам (так легче детям запоминать) по принципу «эхо»: педагог произносит строчку – дети повторяют. Далее педагог просит повторить весь куплет вместе с ним, а затем дети проговаривают куплет самостоятельно. И также работаем над припевом. Чтобы работа не была механической, можно проговаривать слова с разной интонацией. Для того чтобы следующий этап проходил без особых сложностей, необходимо текст песни учить в ритме мелодии, т.к. переучивать будет очень непросто.
Вначале соединяем мелодию и слова первого куплета. Педагог самостоятельно показывает, как это должно прозвучать, для этого он играет мелодию на инструменте и одновременно пропевает первый куплет. Далее повторяет этот куплет, но уже вместе с детьми и для закрепления дети самостоятельно поют под аккомпанемент педагога. Такой же алгоритм действий и с припевом.
Только многократное повторение даёт прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность заданий при повторении за счёт способа звуковедения, тембра, динамики, эмоциональной выразительности. Этап работы над качеством исполнения самый сложный и продолжительный. Этот этап представляет собой работу над достижением ансамбля – интонационного, ритмического, дикционного. Для этого необходимо прививать детям навык умения СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ друг друга.
Следует отметить, что работа над песней требует от педагога большого такта и терпения. Главным методом воздействия на детей должна быть похвала. Если нас что-то не устраивает в пении детей, лучше предложить им повторить песню ещё раз или применить другой приём.Концертное выступление это наиболее важный для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения, поэтому именно характер песни определяет статику или динамику сценического решения. Именно этот этап даёт детям понять и самое главное почувствовать, для чего и ради чего мы занимаемся пением.
|