Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»
Занятия по Музыке
Автор: Егорова Наталья Евгеньевна   
16.04.2020 18:17

Статья «Информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»Статья «Информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие общества без информационно-коммуникативных технологий. Современный детский сад не должен отставать от требований времени. Перед педагогами встает задача по совершенствованию образовательного процесса, по применению, как того требует ФГОС ДО, современных техник, программ и способностью применять их в педагогической деятельности. Не исключение и музыкальный руководитель, который стремится сделать процесс обучения и воспитания достаточно эффективным и, главное, повысить интерес детей в познании мира музыки.

Работая музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении, я столкнулась с тем, что современные требованиями к музыкальному воспитанию, такие как необходимость максимального раскрытия творческого потенциала дошкольника, тяжело реализовать при недостаточном интересе у детей к музыкальной деятельности. Поэтому я поставила перед собой задачу: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. А для этого мой учебный материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у воспитанников и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Как раз это и позволяет мне сделать ИКТ.

 

Перед началом использования ИКТ технологий я провела необходимую определённую подготовку. Во-первых, проверила наличие необходимого оборудования (видеопроектор, экран, ноутбук, аудиоаппаратура) и создала условия для использования ИКТ в работе. Далее сформировала ресурсную базу, подобрала музыкально — дидактические игры для различных видов деятельности, собрала коллекцию анимационных картинок и футажей для самостоятельного изготовления МДИ. Изучила современное программное обеспечение для работы с фото и видеоматериалами: PowerPoint, Adobe Photoshop, ProShow Producer, Pinnacle Studio, Steinberg Nuendo. А также подобрала видеоплееры для удобной демонстрации учебного материала с компьютера на экран видеопроектора.

В своей работе я широко использую ИКТ в различных формах:

  • подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • разработка мультимедийных пособий;
  • подбор музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев;
  • оформление материалов по различным направлениям деятельности;
  • создание презентаций к занятиям и праздникам, причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия;
  • использование цифровой фото- видеоаппаратуры и соответствующих программ для редактирования или создания видеороликов, (добавление к видео титров, музыки или наложение голоса);
  • использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, я создала медиатеку по направлениям образовательной работы;
  • участие в интернет- конкурсах, размещение материала на различных сайтах.

Организация образовательной деятельности с применением ИКТ позволяет мне решить следующие задачи:

  • обогащение обучающего материала (использование аудиовизуальных средств, таких, как музыка, графика, анимация)
  • предъявление информации на экране проектора в игровой форме, что несомненно повышает интерес дошкольников к деятельности
  • сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, я реализую на практике идею индивидуализации обучения
  • расширить возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учётом требований ФГОС ДО
  • создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников
  • расширить понятийный ряд музыкальных тем, например, сделать доступным и понятным детям специфику звучания и вид музыкальных инструментов и т.д.

ИКТ технологии я применяю практически во всех видах деятельности дошкольников:

  • непосредственной образовательной деятельности;
  • при индивидуальной работе с детьми;
  • на праздниках и развлечениях.

Музыкальное занятие я начинаю с распевания и пения.

Для лучшего запоминания текста песен, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А также применяю видеоигры для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Кисточка», «Веселый воробей», «Кораблик» и т.д., следуя за схематическим изображением мелодии на экране.

Для восприятия музыки я использую компьютерные презентации, которые или создаю сама, или нахожу в интернете. Они позволяют интересно и ярко можно познакомить дошкольников с разными видами искусства (театр, балет, опера) и с творчеством композиторов, демонстрируя не только фотоматериал, но и видеоролики.

При работе по разделу музыкально-ритмические движения применение ИКТ очень важно. Ведь новые движения я могу продемонстрировать на видео. Например, к программе которую я использую, И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Ладушки. Топ-топ, каблучок» есть дополнительное пособие с CD-дисками, которое позволяет просмотреть правильное выполнение конкретных движений на видео. Дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. А для выполнения различных перестроений использую презентации, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в игровой форме.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я создаю специальный видеоряд, помогающий вовремя вступить нужному инструменту. На экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.

Широко применяю в своей деятельности музыкально-дидактические игры с трансляцией на экран. Это МДИ и на развитие тембрового и на развитие звуковысотного слуха. Видеопрезентация помогает не только услышать, но и ещё увидеть движение мелодии. Очень любят мои воспитанники ритмические игры, где с помощью инструментов нужно узнать и воспроизвести ритм по графическим изображениям.

На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях. Это анимационный фон, для создания праздничной атмосферы. Это видеоролики, подкрепляющие тему праздника. Например, к празднику «День Матери» я создала ролик из фотографий мам с детьми.

Другой вариант — видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Например, в течение утренника открываются волшебные окошки Осени при выполнении детьми определенных заданий. Или с экрана к детям обращаются мультгерои с какой-либо просьбой. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём.

А также ИКТ незаменимый помощник при применении здоровьесберегающих технологий: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Но за всеми этими плюсами я стараюсь не забывать важные правила применения ИКТ:

  • правильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • не перегружать занятия демонстрациями на экране;
  • заботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут;
  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Таким образом, применение ИКТ в музыкальной деятельности даёт мне большие возможности сделать встречу с музыкой более интересной. Воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Использование средств ИКТ позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка более эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребенка, но и для музыкального руководителя.

Список литературы:

  1. Комарова Т.С., Комарова И.И. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». М., 2011. 128 c.
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. 192 с.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Наука-М, 2003. 379с.
  4. Калинина, Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве / Управление ДОУ. – 2008. № 6;
  5. Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http: //belyk5. narod. ru/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год