Конспект литературно – музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное путешествие по сказкам А. С. Пушкина» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Мезинова Екатерина Геннадьевна | |||
12.03.2020 12:16 | |||
Конспект литературно – музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Составитель: музыкальный руководитель Мезинова Е.Г. 2020 Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 407 Дошкольное отделение Пушкинского района Санкт-Петербурга Сказки А.С. Пушкина в музыке (развлечение для детей старшей группы) Проектировочный компонент: Цели: Закрепить знание сказок А.С. Пушкина.
Задачи:
Технологии: информационная, игровая, здоровьесберегающая. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое, музыкальное развитие. Предварительная работа: прослушивание музыкальных произведений по мотивам сказок А.С. Пушкина. Оборудование и материалы: зал украшен иллюстрациями сказок А. С. Пушкина, макет дуба с золотой цепью и прикрепленными листьями с заданиями, корзинка с предметами из сказок (яблоко, орех, петушок, зеркало, белка, лебедь и т.д, портрет А. С. Пушкина, записи фонограмм мелодий ( «В гостях у сказки» (В. Дашкевич), «Полет шмеля» (Н. А. Римский-Корсаков), «Марш Черномора» (М. И. Глинка), «Три чуда» (Н. А. Римский-Корсаков), письмо, слайды с изображением сказочных героев из «Сказки о царе Салтане», 2Сказки о рыбаке и рыбке», портрета Н.А. Римского-Корсакова, проектор. Действующие лица: педагог (ведущий), ученый кот, дети старшего дошкольного возраста. Организационный компонент: Дети под музыку входят в зал, садятся на места. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Готовы? Тогда в путь. (Звучит музыка «В гостях у сказки» и дети отправляются в путь). Педагог: Посмотрите, какое большое дерево. Кто знает, как оно называется? Дети: (Дуб). Педагог: Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите около него конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано! (Дорогой друг произнеси слова заклинания и ты оживишь сказочных героев). Педагог: Ребята давайте произнесём заклинание. Дети: Да! (все вместе читают заклинание). «У лукоморья дуб зелёный Златая цепь на дубе том И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом Идёт на право песнь заводит На лево сказки говорит…» (Появляется оживлённы герой Кот). Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье не собрать бы мне косточек. Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава коту Учёному! Мур- р. (Обращается к детям). А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому, что я самый учёный кот на свете! Мяу — мур-р! Я приглашаю вас ребята в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной стране Лукоморье, что уж очень хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу проверить правда ли это? Педагог: Ну что же кот учёный давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморья. Кот, ты ведь у нас самый умный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят? Кот: это листочки не простые, а волшебные на каждом из них задание для ребят. Листок №1. Задание: Какие сказки Пушкина вы знаете? Ответы детей: ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде»). Кот: вижу, что вы умные! Сейчас я вам прочту отрывки, вы должны их закончить и отгадать из какой они сказки. Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит Глядь поверх текучих вод Лебедь белая …… Дети: (плывёт) В чешуе, как жар горя Тридцать три… Дети: (богатыря) Белка песенки поет и Орешки все грызет, А орешки не простые В них скорлупки … Дети: (золотые) Кот: Все правильно ребята, это отрывки из «Сказки о царе Салтане» Педагог: Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными…А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Показываю слайд -- портрет Н.А. Римского-Корсакова На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка. Слайд – «Белка» Помните, как у Пушкина: «…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом. Белка там живет ручная, да затейница какая! Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет, И с присвисточкой поёт При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде.» Слушание «Белка» Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Давайте её исполним, а помогут нам вот такие музыкальные инструменты-орехи. Дети исполняют р.н. м. «Во саду ли, в огороде» А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города. Слайд – картина В.Конашевича «33 богатыря» Слушание музыки. В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри. - Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, яркая). Богатыри выходят из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец). Сколько всего жанров? А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь. «…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выступает, будто пава, А как речь то говорит, словно реченька журчит.» Слайд – «Царевна-Лебедь» Слушание музыки Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной. Слайд «Царевна-Лебедь» Кот: вижу, что вы умные! А изобразить сказочных героев из трёх чудес вы можете? Давайте поиграем в игру «Море волнуется». Игра «Море волнуется» (Под музыку «Марш Черномора» дети совершают ритмичные движения, когда музыка останавливается, дети принимают позу любого сказочного героя) Лист №2. Задание: Назовите последовательность превращения князя Гвидона в насекомых (звучит музыка «Полет шмеля»). Дет: (1 комар, 2 муха, 3 шмель). Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор. Слушание «Полет шмеля» -На что похоже звучание музыки? (на жужжание шмеля) -Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца. «Ты теперь, мой шмель, гуляй, Судно в море догоняй, Потихоньку опускайся, В щель подальше забивайся, Будь здоров, Гвидон, лети!» -Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.) Кот: Ребята, а давайте изобразим шмеля под замечательную музыку Римского Корсакова. Листок №3 Задание: Ребята, отгадайте, из какой сказки эти отрывки и завершите их. Жил старик со своею старухой У самого синего … Дети: (моря) Ступай себе в синее море, Гуляй там себе … Дети: (на просторе) Кот: В какую сказку мы попали? Дети: Сказка о рыбаке и рыбке. Педагог: Правильно, мы с вами эту сказку знаем. Давайте поговорим о том, как менялось море в сказке и почему так происходило - Какое море? (ласковое, спокойное, волнующееся, сердитое, разгневанное) Ребята, сейчас поиграем в игру. Я буду читать отрывок, а вы изобразите звуки моря с помощью листа бумаги. Дети озвучивают звуки моря 1 Вот пришёл он к синему морю; Видит, море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку… 2. Вот пошёл он к синему морю, Помутилось синее море.. 4. Вот пошёл он к синему морю, (Почернело синее море) 5. Вот идёт он к синему морю, Видит на море чёрная буря.. Кот: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Лист №4. Задание: Посмотрите, что лежит в волшебной корзинке. Определите ребята, из какой сказки эти предметы? Кот: Ой, как много тут предметов из разных сказок. Погляди, что у Пушкина приметил, очень быстро назови. Дети: яблоко – ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») орех – ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь») петушок – ( «Сказка о золотом петушке») зеркало — ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») лебедь –Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь») Кот: Умницы, какие! Справились с заданием! Молодцы ребята! Так весело мы с вами провели время. Как мне у вас понравилось. Вы такие умные, любознательные, хорошо знаете сказки моего любимого Александра Сергеевича. Я так подружился с вами, что не хочется и назад в Лукоморье возвращаться. А в подарок дарю раскаски по сказкам А.С. Пушкина. Педагог: Дети давайте проводим нашего гостя! Пусть кот передаст от нас привет всем жителям волшебной страны Лукоморье! Кот: Спасибо! Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок! До свиданья, до сказочных встреч! Заключительное слово: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что больше всего вам понравилось? Сегодня мы узнали о творчестве поэта А.С. Пушкина, о его сказках написанных этим замечательным поэтом. А еще, думаю, что музыка А.Н. Римского-Корсакова помогла вам лучше представить сказочных героев и оставила у вас яркие впечатления.
|