Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей» |
Занятия по Музыке | |||||||||||||||||||||
Автор: Соловьева Алла Роальдовна | |||||||||||||||||||||
30.09.2019 17:19 | |||||||||||||||||||||
Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей» Автор: музыкальный руководитель Соловьева Алла Роальдовна 2019г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад №39", г.Красноярск Одной из главных задач: ФГОС Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен прослеживаться через всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, в организованной образовательной деятельности, в играх — не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно — развивающей среды. Исходя из этого, было создано дидактическое пособие лэпбук " Музыкальные истории Лунтика и его друзей". Основой этого пособия стали музыкально — дидактические игры, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки. Игры подобраны в соответствии с возможностями, интересами и потребностями детей. Ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают пред ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Следует отметить полифункциональный характер лэпбука " Музыкальные истории Лунтика и его друзей", который можно рассматривать, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально — игровую деятельность, как средство общения ребенка и взрослого. Составляющие лэпбука Музыкально — дидактическое пособие лэпбук " Музыкальные истории Лунтика и его друзей" создан для детей 5 -6 лет. Представляет собой картонную папку — передвижку формата А3, состоящую из 6 страниц. На страницах папки с обеих сторон имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей, а также раскраска и поощрительный подарок.
Паспорт
Описание возможностей использования ЛЭПБУКА "Музыкальные истории Лунтика и его друзей" Каждой музыкально — дидактической игре предшествует короткое описание истории Лунтика и его друзей. История 1 Однажды утром цветочный луг наполнился нежным звоном колокольчиков. Помоги Лунтику спеть песню колокольчиков Музыкально — дидактическая игра " Спой песенку" Цель: развитие у детей звуковысотного слуха, умения голосом воспроизводить мелодию по изображению. Игровой материал: карточки по числу играющих, на которых изображены пять линеек — нотный стан и кружочки — ноты. Ход игры: Педагог говорит: " Настало утро, выглянуло солнце и колокольчики запели свои песенки. Мы тоже попробуем спеть, как колокольчики."
История 2 Лунтик был мечтателем и подолгу любил смотреть на облака. Они все такие разные: есть грустные, наполненные дождевыми каплями, есть спокойные величавые, а есть веселые сквозь которые видно солнце и радугу. Музыкально -дидактическая игра "Облачковое настроение" Цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей и умения определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой. Игровой материал: карточки — облачки по числу игроков с различным выражением оттенков настроения (грусть, веселье, спокойствие). Ход игры:
Музыкальный репертуар (диски): "Альбом для юношества" Р.Шуман
"Мы слушаем музыку" О.П. Радынова
История 3 Однажды Кузя нашел большой барабан."Но как же на нем играть?" — сказал он. — Может кто-то меня научит!" Музыкально — дидактическая игра " Повтори ритм" Цель: развитие у детей ритмического слуха и внимания, умения воспроизводить ритмический рисунок по схеме. Игровой материал: карточки по числу играющих с изображением больших и маленьких элементов (геометрические формы разного цвета), большой -долгий звук, маленький — короткий. Ход игры: педагог предлагает детям выбрать себе карточку, по схеме воспроизвести ритмический рисунок с помощью хлопков в ладоши или с помощью ударных инструментов. История 4 Баба Капа не только гостеприимная хозяйка, но и затейница. Как-то раз своим гостям она предложила не только сладкий пирог, но и интересную игру в лото. Музыкально — дидактическая игра "Музыкальное лото" Цель: развитие у детей тембрового слуха. Игровой материал: большие карточки трех цветов с пустыми клетками на каждого ребенка и маленькие карточки с изображением музыкальных инструментов, настольная ширма. Ход игры: 1 вариант — педагог: Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, три. А какой сейчас играет, Ну -ка быстро говори. Взрослый играет на музыкальном инструменте за настольной ширмой, дети на слух определяют какой звучит инструмент и закрывают на большой карточке соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит свои большие карточки. 2 вариант — педагог: Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, пять. А какой сейчас играет, Ты попробуй отгадать. Количество узнаваемых на слух инструментов становится больше. История 5 Вупсень и Пупсень как всегда спорят и не могут понять кто играет на музыкальных инструментах, как зовут этих музыкантов? Музыкально — дидактическая игра " Кто на чем играет" Цель: обогащение словарного запаса детей, развитие эрудиции. Игровой материал: игровое поле с изображением музыкальных инструментов и музыкантов разных профессий. Ход игры:
История 6 Вот и зима! Выпал снег! Пчеленок и Кузя катались с высокой горы и пели свои любимые песни. Давай споем их вместе. Музыкально — дидактическая игра " Узнай и спой песню" Цель: развитие у детей вокальных навыков, музыкальной памяти и исполнительских способностей. Оборудование: диск " Песенки для самых маленьких" (часть первая) Ход игры:
Музыкальный репертуар (диск): "Песенки для маленьких" (первая часть)
История 7 Лунтик и его друзья начали готовиться к новогоднему балу. Определи какие танцы они разучивают. Музыкально — дидактическая игра " Три танца" Цель: развитие представления о танцевальных жанрах, умения различать различать русскую плясовую, вальс и польку. Игровой материал: карточки с изображением танцующих детей по числу игроков. Оборудование: диски "Приложение к программе А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика" № 2,3, 4" Ход игры: педагог предлагает детям прослушать музыку танцевального характера, определить название танца и показать соответствующую карточку. В конце игры педагог предлагает детям исполнить движения каждого танца под музыку, проявив самостоятельность и творчество. Музыкальный репертуар (диски): "Детский альбом" П.Чайковский
"Мы слушаем музыку" О.П. Радынова
История 8 Наступил Новый год! Время подарков, развлечений, сюрпризов. Загляни под шарик — тебя ждет веселая загадка, увлекательная игра и подарок. Музыкально — дидактическая игра "Собери отгадку" (пазлы) Цель: закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, развитие внимания и мелкой моторики. Игровой материал: игровое поле, мини — книжки с загадками о музыкальных инструментах, разрезные картинки, количество игроков 4. Ход игры: педагог зачитывает загадку, ребенок индивидуально называет музыкальный инструмент и собирает картинку с изображением этого инструмента. В качестве поощрения педагог предлагает детям открыть сюрприз. Сюрприз — это игра на внимание " Найди пять отличий". Музыкально — дидактическая игра "Отгадай кроссворд Цель: развитие мышления, закрепление пройденного материала по теме "Музыкальные инструменты". Игровой материал: игровое поле с изображением музыкальных инструментов и столбики с пустыми клетками. Ход игры: педагог помогает детям в пустые клеточки вписать соответствующее название музыкального инструмента. Когда кроссворд отгадан полностью, взрослый предлагает детям сыграть на детских музыкальных инструментах оркестром. Музыкальный репертуар по выбору музыкального руководителя. Примечание: за успешное выполнение заданий, помещенных в лэпбуке "Музыкальные истории Лунтика и его друзей" дети получают поощрительные подарки — раскраска с героями мультфильма и красочный плакат. Поощрительные подарки располагаются на задней панели лэпбука. Результативность использования лэпбука "Музыкальные истории Лунтика и его друзей" У детей повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала, возросла познавательная активность в области музыкального воспитания. У детей в игровой форме развиваются музыкальные способности, эрудиция, идет закрепление пройденного материала. Дети проявляют инициативу, самостоятельность в выборе интересующего задания, обогатился музыкальный опыт детей и их словарный запас. Обеспечено сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Перспектива Использование дидактического пособия "Музыкальные истории Лунтика и его друзей" в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей. Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно — развивающей среды ДОУ. Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
|