Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Арыкова Е.А.,Антонова Е.А | |||
08.12.2018 21:24 | |||
Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, необходимо тесное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Целью этого взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Тесная связь логопеда и музыкального руководителя занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. В своей работе я использую методику (логоритмику), опирающуюся на связь слова, музыки и движения и включаю в занятия пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов бывают разнообразными, с преобладанием одного из них. В системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы. Музыкальное занятие включает в себя следующие элементы: Песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей. В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с лексической темой, с материалом из папки взаимосвязи логопеда и муз. руководителя, с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны логопеда осуществляется контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Подвижные игры и речедвигательные упражнения на музыкальных занятиях я также провожу совместно с логопедом под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя и логопеда. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими. Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях отрабатываются не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Одно из необходимых условие для получения хороших результатов — взаимодействие всех педагогов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Динамические паузы воспитатель, логопед закрепляют на своих занятиях. В результате тесной взаимосвязи логопеда и музыкального руководителя реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
|