Проектирование развивающего пространства музыкального зала |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Харитонова Елена Вячеславовна | |||
26.10.2018 19:25 | |||
Проектирование развивающего пространства музыкального зала СЛАЙД 1 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА, СТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» Давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Слайд 2- щ Что произойдёт? Как вы считаете? Совершенно верно. Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её, потому что неинтересно, там нечем заняться.
щ Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? ----- Конечно, нет. Он воспользуется теми играми и пособиями, которые его окружают. Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда — это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. щ Музыкальный зал — это удивительный островок в детском саду, на котором дети и взрослые получают возможность реализоваться в разных видах музыкально-театральной деятельности; это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами. Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий, для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создание возможности творческой самореализации детей и взрослых. Слайд 3 В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Слайд 4 Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:
Слайд 5 Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды. Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть: ♫ содержательно-насыщенной; ♫ трансформируемой; ♫ полифункциональной; ♫ вариативной; ♫ доступной; ♫ безопасной; ♫ здоровьесберегающей; ♫ эстетично-привлекательной. Слайд 6 Стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Именно поэтому важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале и группах. Давайте рассмотрим как правильно организовать развивающее пространство в музыкальном зале. Его можно условно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, и говорить о ней мы можем только в контексте интеграции с другими образовательными областями. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». Слайд 7- щ Предметно-развивающая среда этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии. Поэтому необходимо предусмотреть возможность ее быстрой организации. Основными зонами музыкального зала являются активная и спокойная. Слайд 8 — щ Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения, где проводятся дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. В этой зоне желательно наличие ковра на полу. Здесь не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи необходимо надежно закрепить. Фортепиано располагается таким образом, чтобы музыкальный руководитель мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне монтируются технические средства обучения вне доступа детей. Слайд 9 — щ Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано), пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно посадить игрушку. В этой зоне, необходимо соблюдать важнейший принцип организации предметно-развивающей среды «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. щ Здесь же необходимо оборудовать стеллажи, доступные для ребенка. На них располагаются детские музыкальные инструменты, такие стеллажи не должны отнимать пространство. Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых образовательных стандартов. Слайд 10 В этой таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований «Познание» «Физическая культура» «Здоровье» «Коммуникация» «Чтение худ. литературы» «Художественное творчество» «Труд» «Социализация» «Безопасность» Какое же оборудование необходимо для различных видов музыкальной деятельности? Слайд 11 Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Примерное оборудование: щ
щ
щ
Слайд 12
Слайд 13 — щ Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения. Примерное оборудование и материал: щ
щ
щ
щ
Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит в активной зоне. Примерное оборудование: щ
щ
щ
Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Примерное оборудование:
Слайд 16 Детское творчество. Происходит во всех зонах музыкального зала. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки ориентировать ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте), а на выражение его индивидуальности. Отдельно нужно сказать о важности наличия мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Такое оборудование дает неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор. Таким образом, грамотно организованная предметно-развивающая среда создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, художественно — эстетического вкуса, помогает выявить творческие способности воспитанников, закладывает первоначальные основы общей культуры человека. В заключение хочется сказать, что от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.
|