Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кузьмина Лидия Алексеевна | |||
27.09.2018 23:40 | |||
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста Мы знаем, что музыка является одним из эффективных выразительных средств развития речи детей. Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций: музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, слову в музыке соответствует мотив. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
Опираясь на эти знания мы с музыкальным руководителем Натальей Витальевной стараемся использовать как можно больше разнообразных методов и приемов. Организованно образовательную деятельность мы начинаем с приветствия-распевки, где дети не только поют, но и выполняют движения. «Здравствуй небо голубое, Такая распевка не только развивает речь, память, но помогает детям легче вступить в контакт со сверстниками, наладить доверительные отношения друг к другу, повысить настроение. Мы очень много с детьми младшей группы используем хороводные, пальчиковые и подвижные игры. В этих играх используется художественное слово. В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например: «Ручеек», «Солнышко» и др. Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Как говорил В.А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Я с детьми часто использую пальчиковые игры, такие как «Пау-паучина…», «Паровозик катится тук, тук…». Таким образом решается несколько задач: развивается речь ребенка, дыхание, протяжное пение, моторика рук, ритмические движения. Развитию ритмических движений способствуют упражнения «Прохлопай». Дети хлопают в ладоши «громко и быстро», «тихо и медленно», «громко и медленно», «тихо и быстро». Связь мелкой моторики и речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму». Я составила картотеку физкультурных минуток по лексическим темам. Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах. Игра на нем способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального. В повседневной жизни я много использую чистоговорок. Например: «Са-са-са в лесу живет лиса», «Бы-бы-бы у нас растут грибы». Эти чистоговорки не только можно проговаривать, а так-же и пропевать. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности способствует развитию речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей.
|