Развитие музыкально-ритмических движений с детьми с ОВЗ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Матвейчук Юлия Юрьевна | |||
08.07.2018 14:32 | |||
Развитие музыкально-ритмических движений с детьми с ОВЗ Автор:
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Эффективными средствами в коррекционно-развивающей работе с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, являются логоритмика и коррекционная ритмика. Занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией в работе с детьми с особыми возможностями. «Коррекционная ритмика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Г. И. Шипулин, В. А. Гиляровский, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах отмечали, что музыкально – ритмические занятия имеют большое значение для детей с особыми возможностями. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально — волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка. На занятиях по коррекционной ритмике, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом, и достигается через: создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка; активное использование физминуток, динамических пауз для здоровья сбережения; создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности; рациональную смену и чередования видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью детей, поочередное включение разных анализаторов в процессе занятия. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Занятия по ритмике, способствуют общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, физического развития, эстетического воспитания, помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. На музыкальных занятиях, необходимо уделять внимание коррекции моторики, которая состоит в преодолении недостатков физического статуса. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже по сравнению со здоровыми сверстниками. Необходимо, как можно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: в ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. На занятиях по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентированию в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т.д.). Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему. Игровые песни должны быть доступны пониманию детям с интеллектуальной недостаточностью. Детей следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т.д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости. Все это имеет огромное воспитательное и коррекционное значение для детей с особыми возможностями. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ музыкального руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект. Как уже указывалось, для воспитанников с особыми возможностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению. Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми разного возраста: занятия должны быть построены таким образом, чтобы чередовались разные виды музыкальной деятельности; активная подвижная деятельность сменялась спокойной; обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации; нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечным перегрузкам. Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях. Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно. Очень осторожно надо использовать танцы для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все танцы); предпочтительны медленные, спокойные танцы, парные танцы. В любом случае, необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение танца. Расторможенного ребенка (очень быстро от всего пресыщается) можно сразу ввести в атмосферу танца (т. к. он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать), его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент "пресыщения" и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу, или сказать: "Ты устал, посиди немного». Через какое-то время можно снова ввести его в танец. Постепенно момент пресыщения будет оттягиваться по времени от начала занятий. Занятия коррекционной ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности. Список литературы:
|