Классическая музыка как средство оптимизации развития мелкой моторики и подготовки руки к письму у старших дошкольников. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Бреева Мария Николаевна, Бузук Любовь Александровна | |||
16.06.2018 17:32 | |||
Классическая музыка как средство оптимизации развития мелкой моторики и подготовки руки к письму у старших дошкольников. Авторы:
Аннотация: Статья посвящена теме развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте и использованию классической музыки как средства, обеспечивающего готовность детей работать в едином темпе и ритме в процессе работы по подготовке руки к письму. В статье рассматриваются инновационные приемы работы с детьми, а именно, — технология «Муз. ру» (музыка руки) и система взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в рамках данной темы. Статья актуальна сегодня для педагогов, она основывается на интегративном принципе построения педагогического процесса и транслирует опыт сотрудничества воспитателя и специалиста (музыкального руководителя).
Ключевые слова: (терапевтическое влиянии музыки на жизненные регуляторы человека, лечебные свойства, жизненные ритмы человека, имуннобиологические процессы, моделирование эмоционального состояния ребёнка, гиперактивные дети, развитие моторики, музыкально-ритмические движения, интеграция, федеральный государственный стандарт). The article is devoted to the development of fine motor skills in the preschool years and the use of classical music as a means of ensuring the readiness of children to work at the same pace and rhythm in the process for preparing hands to the letter. The article discusses innovative methods of work with children, namely — technology "Music. ru" (music hand) and the system of interaction between music teacher and educator in the context of this topic. The article is relevant today for educators, it is based on the integrative principle of construction of the pedagogical process and translates the experience of cooperation of teacher and specialist (music Director). Key words: (therapeutic effects of music on vital regulators of the person, healing properties, vital rhythms of man, immunobiologicheskie processes, modeling the emotional state of the child, hyperactive children, developing motor skills, musical and rhythmic movement, integration, Federal state standard) Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов в развитии детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольников требуют новых подходов к музыкальному воспитанию. Академик Павлов И.П. в своих трудах отметил, что классическая музыка обладает лечебными свойствами, он изучал влияние музыки на организм человека всю жизнь. Его работы говорят о терапевтическом влиянии музыки на жизненные регуляторы человека: пульса, дыхания, моторики движения. И.П. Павлов считал, что «нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения и как результат – ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека». Академик отметил, что, во – первых, ритм, мелодия и гармония музыки позволяет чувствовать ритм жизни, гармонизирует собственные биоритмы ребёнка. Во –вторых, музыка дозирует психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. В – третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию. Например, при пении ребенок подчиняет свое дыхание тому размеру и ритму, который заложен в песне. Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть — 20 вдохов, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка. В – четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает имуннобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости. [3] Музыка рассматривается и как способ улучшения эмоционального фона, что приводит к гармонизации отношений с окружающими людьми. Всем известно, что музыка может оказывать сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей, при слушание классики они становятся более уравновешенными, а замкнутые и скованные дети- раскрепощенными. Под воздействием классической музыки может нормализоваться давление, приходит в норму дыхание, происходит эмоциональное расслабление, а также моторные движения осуществляются в едином ритме и темпе — «под музыку». Наши специалисты, наблюдая за детьми на занятиях, — музыкальный руководитель и воспитатель отметили, что сложнее всего дается детям освоение музыкального ритма, многие дети не успевают выполнять музыкально-ритмические движения, отстают от других, тяжело отхлопывают ритмический рисунок, у некоторых западает игра на музыкальных инструментах. Поэтому особое внимание решено было уделить развитию крупной и мелкой моторики, средствами музыки: слушанию музыки, игре на музыкальных инструментах, развитию музыкально-ритмических движений. Задача музыкального руководителя — научить детей слушать и воспринимать классическую музыку на занятиях, так как это основа музыкального воспитания. При слушании музыки важно чтобы дети почувствовали настроение, переживания, выраженные в музыке, чтобы у них появилось желание неоднократно слушать музыкальное произведение. Поэтому слушание музыки проводится, опираясь на три взаимосвязанных между собой темы:
(Разработка О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»). [4] Далее музыкальный руководитель в процессе слушания предлагает детям вслушаться в мелодию, а движениями рук передать характер музыки- стать на время дирижерами. Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Педагог предлагает детям сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки, акцентируя внимание детей на том, что это способствует развитию слухового и зрительного внимания, творческого воображения и фантазии. Нам важно развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Музыкальное произведение дети слушают две-три минуты: сидя, стоя, с закрытыми глазами, используя различные детские музыкальные инструменты как традиционные, так и не традиционные, импровизируют под музыку (двигаться и танцевать с закрытыми глазам). Так, слушая «Вальс-шутку» Д. Шостаковича, педагог попросит детей взять колокольчики, треугольники и подыграть в такт музыки. Музыкальному руководителю, работая в тесном сотрудничестве с воспитателями группы, было интересно узнать, как дети используют навыки, полученные на музыкальных занятиях, в других видах совместной деятельности. Проводились интегрированные занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием классической музыки. На таких занятиях в группе было выявлено, что при работе детей со штриховками, с заданиями по раскрашиванию, складыванию из бумаги не все дети успевали выполнить их. А на занятиях по подготовке руки к письму (в данном случае — раскрашивание штриховок), не все дети успешны, не у всех получается освоить технику штриховки и успевать за общим темпом работы. Появилась идея, попробовать включать классическую музыку на занятиях по подготовке руки к письму. Сначала просто фоном, как сопровождение, создающее настроение. А потом мы задались вопросом, можно ли регулировать темп работы в штриховках музыкальными отрывками классической музыки, оказалось можно! Так была разработана технология использования классической музыки при подготовке руки к письму. Технология «Муз-ру» (музыка руки) включена в образовательную деятельность в режимных моментах и в организованной совместной образовательной деятельности, как часть занятия по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. Технология работы со штриховками:
Мы поэтапно внедряли данную технологию в педагогическую практику. Подобрали графический материала, далее проговорили этапы работы: с каких элементов начнем, продолжим, составили алгоритм работы с бланками штриховок для детей и для себя. (Приложение 1) Музыкальный руководитель подобрала разнохарактерные музыкальные отрывки классических программных и не программных произведений, таких, чтобы музыка сама помогала детям ритмично и в одинаковом темпе выполнять штриховки. Так появилась фонотека для этой работы. (Таблица № 1) Воспитатели прописали предварительную работу, направленную на тренировку кистей и пальцев рук. (Таблица 3) Для этого в режимных моментах использовались следующие приемы:
Чтобы дети чувствовали классическую музыку лучше, пальчиковую гимнастику стали сопровождать музыкальными отрывками или накладывать текст на музыкальное произведение, пропевая мелодию и синхронизируя ее с движениями и текстом попевок, используя добавочные атрибуты для стимуляции пальцев рук. (Пальчиковая гимнастика «Семья», в которой можно использовать прищепки, удобно пропевать под музыку «Марш» Д. Шостаковича. А пальчиковое упражнение «Апельсин», хорошо ложится на музыку Н.Римского-Корсакова «Белка», «Три чуда»). Педагоги совместно составили комплекс мер в рамках данной технологии, способствующих развитию рук и ручной умелости. 1. Знакомство с карандашом Необходимо научить ребенка правильно держать карандаш: не зажимать сильно, но и не расслаблять руку. Играем в пальчиковые игры, чтобы тонизировать мышцы кисти рук. 2. Знакомство с элементами штриховок Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки:
Освоение штриховок мы начали с элемента клубок. Почему? Первая стадия еще доизобразительного этапа предполагает рисование каракуль. На этой стадии ребенок, кроме «рисования» точек и черточек, учится замыкать круг, и особая проблема в это время — остановиться. Самый известный тип каракулей — бесконечная спираль, но на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение. [2] За время работы по данной технологии мы накопили графический материал — бланки со штриховками разного вида:
Начать работу по освоению штриховок, мы предлагаем по следующему алгоритму: 0) рисуем по воздуху
Подготовка руки к штриховке начинается с напоминания правил работы с карандашом: берем карандаш в правую руку, ставим на локоть, пальчики правильно координируем, проверяем осанку – кулачок между партой и животиком. Далее повторяем этапность работы со штриховками: Вместе с музыкой по инструкции:
Когда же лучше начинать включать технологию «Муз-ру» в педагогический процесс. Предварительная работа музыкального руководителя начинается со средней группы – слушание классических произведений, а в группе со старшего дошкольного возраста опираясь на уже имеющийся опыт детей. Попробуйте все вместе — это действительно интересно и полезно. А дома дети с удовольствием уже сами обучают родителей, так классическая музыка помогает научиться штриховать и справляться с любыми сложными заданиями. Конечно, музыка — это только один из факторов развития у ребенка каких-либо навыков, но основное для дошкольников это игра. Именно игровые приемы дают положительный эффект в развитии ребенка, поэтому музыка сопровождает не только занятия, но и игры, в которых можно использовать танцевальные движения с участием движений рук. [1] Если ребёнок начинает свободно двигать руками, делать ими красивые движения и повороты, то и писать ему будет легко. В дальнейшем, письмо для него станет радостью, а не мучительным выведением какого-то элемента букв. Наша технология дала высокие результаты, которые отражены в карте готовности ребенка к школе. Эмоционально детям нравится такая работа, она обогащает ребенка духовно, обеспечивает ему эмоциональный комфорт, организует его действия, позволяя осуществлять свою деятельность «как слаженный симфонический оркестр». Источники:
|