Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
Занятия по Музыке
Автор: Пономарёва Елена Александровна   
06.10.2017 15:06

МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием.

Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие навыков музыкально — ритмических движений.

Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.

 

Также способствует решению коррекционных задач:

для оздоровления психики:

  • воспитание уверенности в своих силах
  • выдержки
  • волевых черт характера
  • помогает ребёнку почувствовать свой успех.

для нормализации психических процессов и свойств:

  • памяти
  • внимания
  • мышления
  • регуляции процессов возбуждения и торможения.

для укрепления и тренировки двигательного аппарата:

  • развития равновесия
  • развития свободы движений
  • снятия излишнего мышечного напряжения
  • улучшения координации движений
  • развития дыхания
  • формирования двигательных навыков и умений
  • совершенствования моторики
  • совершенствования ориентировки в пространстве.

для исправления речевых недостатков:

  • невнятного произношения
  • проглатывания окончания слов
  • для стимуляции речи
  • обеспечивает тренировку слуха.

для развития социальных навыков:

  • умения жить и работать в коллективе.

Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

  • объяснения (должны быть короткими, чёткими, эмоциональными)
  • указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)
  • вопросы (должны быть чёткими, конкретными, понятными). Вопросы побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.

Здесь приемлем метод проблемного обучения.

Практический метод или метод упражнений:

  • дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения или упражнения.

Наглядно — слуховые:

  • исполнение текста педагогом
  • использование шумовых музыкальных инструментов.

Наглядно — зрительные:

  • показ педагогом правильных движений
  • показ детьми, которые хорошо освоили упражнение
  • можно использовать наглядные пособия.

Тактильно — мышечные приёмы:

  • индивидуальная помощь педагога для принятия правильного положения
  • помощь педагога при исполнении того или иного движения.
  • игровые приёмы: они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.

Чаще всего используется сочетание приёмов и методов:

выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический + наглядный);

показ и объяснение (наглядный + словесный);

объяснение и упражнение (словесный + практический);

индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение).

В классической интерпритации музыкально — ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна.

В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.

Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность.

Ну, а для отдыха и развлечений — это естественно.

Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения.

Сюжетные игры.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:

  • прыгать, как зайчики
  • скакать, как лошадки и т.д.

В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Бессюжетные игры.

Это игры более спортивной направленности:

  • догонялки
  • соревновательные игры.

Если они проходят под музыку — это гораздо интереснее и веселее.

Игровые упражнения.

Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно.

В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения.

Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:

  • умение детей согласованно действовать в коллективе
  • двигаться на большой площади
  • развитие равновесия и т.д.

Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности.

Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу.

Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей.

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

Практические советы из опыта работы.

  • ХЛОПКИ

Хлопать можно под любую музыку и различными способами.

На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

"ЧЕРЕПАХА"

Черепаха, не скучая, (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол — получатся "ноги"; средний палец согнуть — получится "голова"; левой рукой обхватить правую — "панцирь")

Час сидит за чашкой чая. (сложить ладони "ковшиком")

А куда спешить тому, (развести руки в стороны, выразив удивление)

Кто всегда в своём дому?

  • ИГРЫ ТИПА "ПОВТОРЮШКИ"

Мы похлопаем в ладошки
Раз, два, три! Раз, два, три!
И попляшут наши ножки
Раз, два, три! Раз, два, три!

  • НАПЕВАТЬ ИЛИ РЕЧЕТАТИВОМ И СОПРОВОЖДАТЬ ДВИЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ СЧИТАЛОЧКИ ИЛИ ПОТЕШКИ

СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ "ВАЛЕНКИ"

Валенки, валенки, (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком)

Не велики, не маленьки. (Другой ногой)

А как раз по ноженьке (Топают ногами)

Нашему Серёженьке.

  • ИНСЦЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЯМИ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК

Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ"

"ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

"ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"

  • МУЗЫКАЛЬНО — ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"

  • АЭРОБИКА
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год