МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Пономарёва Елена Александровна | |||
06.10.2017 15:06 | |||
МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием. Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие навыков музыкально — ритмических движений. Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.
Также способствует решению коррекционных задач: для оздоровления психики:
для нормализации психических процессов и свойств:
для укрепления и тренировки двигательного аппарата:
для исправления речевых недостатков:
для развития социальных навыков:
Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы: Словесные методы:
Здесь приемлем метод проблемного обучения. Практический метод или метод упражнений:
Наглядно — слуховые:
Наглядно — зрительные:
Тактильно — мышечные приёмы:
Чаще всего используется сочетание приёмов и методов: выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический + наглядный); показ и объяснение (наглядный + словесный); объяснение и упражнение (словесный + практический); индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение). В классической интерпритации музыкально — ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна. В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции. Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность. Ну, а для отдыха и развлечений — это естественно. Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения. Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:
В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Бессюжетные игры. Это игры более спортивной направленности:
Если они проходят под музыку — это гораздо интереснее и веселее. Игровые упражнения. Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно. В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения. Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:
Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности. Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу. Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей. Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались. Практические советы из опыта работы.
Хлопать можно под любую музыку и различными способами. На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.
"ЧЕРЕПАХА" Черепаха, не скучая, (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол — получатся "ноги"; средний палец согнуть — получится "голова"; левой рукой обхватить правую — "панцирь") Час сидит за чашкой чая. (сложить ладони "ковшиком") А куда спешить тому, (развести руки в стороны, выразив удивление) Кто всегда в своём дому?
Мы похлопаем в ладошки
СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ "ВАЛЕНКИ" Валенки, валенки, (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком) Не велики, не маленьки. (Другой ногой) А как раз по ноженьке (Топают ногами) Нашему Серёженьке.
Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ" "ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ" "ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"
Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА" Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"
|