Консультация для родителей «Как развивать музыкальность детей, Музыка как часть повседневной жизни». Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что нибудь? Часто ли они слышат музыку? А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он ужеспособен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире.Видите: первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!
Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвёртой неделе внутриутробного развития. Образованиеспецифических связей между нервными клетками-создание материальной основы интелекта-происходит у зародыша человека задолго до рождения.Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и , следолвательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, её голос, удары сердца и звуки извне-музыка, гудки машин, шум ветра и т. д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребёнок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на всё последущее развитее. Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнав сказку, многократно прочитанную в слух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день читать детскую сказку о коте. Когда же новорождённым были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, на другой- иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания. Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими ещё не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три-четыре месяца, в семь-ходить, а в возрасте около года- выговаривать некоторые сложные слова. Французкая исследовательница Мари Лунс-Эшер сделала ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери голосом сопрано рожают детей с развитой верхней половиной тела.У этих малышей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании.Дети певцов,обладавших густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребёнка и впоследствии стимулирует его развитие. Исследования показали, что воздействие звуков музыкального ряда на поверхность тела человека происходит по основному энергетическому меридиану, хорошо известному специалистам по иглоукалыванию. Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжность мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух.Они не умеют петь, а самое главное- у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлима. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние- чувстро вины. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки наачинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже- былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь. «Над новорождёнными поют, поют, при апогее его развития, на свадьбе, поют и при его погребении: поют идя с тяжёлой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда, идя на штурм.Реальность песни заключается в истине высказанного чувства»,-писал А. А. Фет. А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы? Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причём и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовой жизни. Безусловно, музыка- это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка- это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искуусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседеневной жизни ребёнка.
|