Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников"
Занятия по Музыке
Автор: Аксенова Галина Алексеевна   
18.09.2015 09:51

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников"

ФИО: Аксенова Галина Алексеевна

Должность: музыкальный руководитель

Место работы: МАДОУ д/с №42"Березка" г. Белгорода

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников»

 

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Музыка – источник особой детской радости, она помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка — воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую функции организма. И так как детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна.

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов выравнивания психо-эмоциональной сферы является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Применение методов музыкотерапии у дошкольников стало целью моей работы.

Цель реализую в следующих задачах:

Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.

Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.

Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.

Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Для решения поставленных задач, я ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы. Занятия по музыкотерапии строятся по следующей схеме:

  1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
  3. Музыкальная релаксация.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, я в своей работе использую интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.

Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, педагог-психолог) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты.

Для реализации поставленной мною цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю.

Для маленьких воспитанников характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой, широко использую погружение детей в игры.

На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Музыкотерапию мы используем не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Утренний прием в детском саду предпочтительней начинать под музыку Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

  1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
  2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
  3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
  4. Обработки для русского народного оркестра ( «Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
  5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

  1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
  2. «Времена года» П. И. Чайковского.
  3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
  4. Ф. Шуберт «Аве Мария».
  5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
  6. Samudra Ocean «Голоса океана».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

  1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.
  2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
  3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.
  4. Бах «Органные произведение».
  5. А. Вивальди «Времена года».
  6. «Голоса природы».

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребёнка. Так, например, детям очень нравится метод арт-терапии, где они коллективно создают свои творческие композиции, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, развитию творческого воображения и сближению детей. Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии. Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного цвета. Например, в танцевальных композициях, в этюдах и в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки, шары ярких цветов, т. к. данные цвета способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом.

Но наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии.

Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо-эмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в бабочек, в цветы, в птиц. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Метод игротерапии способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Все игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Песенка друзей» В. Герчика, «Моя семья» А. Ермолова, которые выполняют все эти задачи.

Таким образом, при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и поведение ребенка, помочь детям обрести силы, развить устойчивость внимания, почувствовать себя успешным.

Список используемой литературы:

Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. — М.: Ин-т психологии, 1997.

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001.

Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. — М.: Музыка, 1991.

В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г

Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы», издательство: Академия развития, серия: Детский сад: день за днём, 2008г.

Ж. Е. Фирилеева, Е. Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС ISBN: 978-5-89814-068-9 Год издания: 2010 Город издания: Санкт-Петербург

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год