Система образовательной работы с детьми дошкольного возраста по модулю «МУЗЫКА» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Ларюхина Наталья Валерьевна | |||
24.08.2015 10:56 | |||
Система образовательной работы с детьми дошкольного возраста по модулю «МУЗЫКА» Нужно создать условия для эмоционального благополучия, когда ребёнок (человек) живёт в радости, творчески, когда он умеет себя успокоить и взбодрить, мотивировать на позитивную деятельность. Это одна из целей современного стандарта. Жить в радости – нормальная ситуация, это здоровье: наша энергия, наша сила, возникающие от положительных эмоций. В своей работе руководствуюсь «Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ № 74», разработанной в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы психолого-педагогического процесса, а так же использую парциальные программы: «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой, «Камертон» Э.П. Костиной, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, соответствующие требованиям ФГОС.
Особое предпочтение в своей работе отдаю развитию танцевально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах, созданию успешности в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Исходя из условий для организации музыкальной деятельности детей, вместе с воспитателями я стараюсь создать многофункциональное пространство, стимулирующее музыкальную, игровую, творческую активность детей и взрослых. Оригинальное решение в оборудовании, оформлении музыкальных уголков, способствует развитию детского творчества, эмоционально-коммуникативному благополучию детей и взрослых субъектов ДОУ. Мой многолетний опыт работы показывает, что дошкольное образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности каждого ребёнка. От меня, как музыкального руководителя, требуется не только дать детям систему знаний и практических умений, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности дошкольников, воспитывать личность. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень развития детей и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности воспитанников в современном обществе. В поисках решения проблемы я применяю в своей деятельности современные педагогические технологии. Ведь роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность:
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В занятия по предмету включаю: гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы, физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастики. Использую: 1. Информационно-коммуникативные технологии. Активно пользую интернет ресурсами при планировании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыка», составлении конспектов занятий, праздничных мероприятий, занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов. 2. Игровая технология используется мной постоянно:
Применяю на занятиях социоигровые технологии: «Здравствуйте», Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. 3. Технология проектирования: Создание проектов, привлечение к участию в проектной деятельности педагогов, воспитанников и родителей позволяют развивать и обобщать социально-личностный опыт, посредством включения всех субъектов в проектную деятельность. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей. Результатом использования современных образовательных технологий считаю: стабильное положительное динамическое развитие музыкальности детей. В настоящее время в обществе просматривается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Любимыми праздниками стали фольклорные досуги и развлечения: «Масленица»,» Колядки», «Завивайся берёзка», «Праздник урожая» На своих занятиях уделяю большое внимание игре на музыкальных инструментах. Детям нравится осваивать приёмы игры, узнавать историю создания народных инструментов Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Россия – Родина моя». Диапазон объектов, с которыми я знакомлю дошкольников очень обширен: встречи с ветеранами (День памяти снятия блокады Ленинграда, Праздник победы 9 мая) спортивно-развлекательные досуги Традиционными стали: «День матери», «Есть такая профессия – родину защищать», «Мы помним…» – 9 мая». Как известно, многие дети с трудом преодолевают психологические барьеры, особенно чувство страха перед выступлениями на праздниках, развлечениях, театрализованных постановках. Поэтому, стало актуальным использование одного из эффективных методов интеграции личности, её самосознания и созидания – сказкотерапии. Этот метод, использующий сказочную форму, способствует к сопереживанию и воображению, рождает самостоятельную творческую деятельность детей, будит фантазию. В сказко-терапию входит: музыкотерапия (релаксация, психогимнастика, танцетерапия (выразительные движения) и арт-терапия (полюбившихся сказочных героев). «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребёнка» А. И. Буренина. Для формирования и развития у дошкольников музыкально- двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Народный или классический, военный или кадриль –дети с большим удовольствием изучают танцевальные движения, учатся «общению» в танце. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Сегодня, потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Для планирования работы с семьями воспитанников я провожу беседу с родителями воспитанников с целью: выявления предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребёнка. На основе этого я сделала вывод о том, что они (имеется ввиду родители) отдают предпочтение художественно-эстетическому развитию. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса (при посещении утренников) становятся непосредственными участниками. Проведены такие мероприятия как Новогодние елки, совместные досуги – «День матери», «Папа, мама и я- спортивная семья», Ярмарка осенних даров», «Защитники отечества» др. В целях повышения грамотности родителей по вопросам музыкального воспитания и развития детей в нашем ДОУ используется информационное направление – информационный стенды для родителей – «Музыкальное обозрение»: «Значение музыки в жизни ребенка», «Музыкальное воспитание в жизни ребенка», «Рекомендации по выбору музыкальных произведений дома» где родителям предоставляется возможность познакомиться с методами музыкального воспитания детей, организации их домашней игровой деятельности, идеи по проведению совместного с ребенком досуга, совместных праздников и т.д.
|