Музыкальное сопровождение в образовательной деятельности по физической культуре |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Юрьева Маргарита Размиковна | |||
16.08.2015 00:09 | |||
Музыкальное сопровождение в образовательной деятельности по физической культуре Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ д/с № 68 г.Белгород Юрьева М.Р. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процессе общения с музыкой не только во время образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, праздниках и развлечениях, но и на утренней гимнастике, образовательной деятельности по физической культуре, режимных моментах, основные задачи которых способствуют укреплению детского организма, формированию двигательных навыков и умений, развитию физических качеств: выносливости, быстроты реакции, ловкости и т. д.
Целью физического воспитания, как и музыкального, является формирование у детей двигательных навыков и умений. Сейчас каждый знает, что двигательная активность полезна для здоровья. «Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга, и приводит к нарушениям его функционирующих функций!» (Ю. Змановский). В работе над более раскрепощенным исполнением основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков), танцевальных шагов, элементов художественной гимнастики, навыков размещения в пространстве (построение в круг, врассыпную, колонну, звенья), уточнения понятий в ориентировке (направо, налево, вперед, назад), умений согласованно действовать в коллективе, осознанно относиться к своим движениям, крайне важно взаимодействие педагогов дошкольного учреждения. «В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособие и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же занятия физической культурой». (К. Д. Губерт, М. Л. Рысс, 1981г.) Там, где осуществляется взаимосвязь физического и музыкально воспитания, к моменту поступления в школу дети владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Такие дети реже болеют, чем их сверстники. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно – сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается развитие двигательных навыков и умений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о важном значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание». Правильный подбор музыкального сопровождения с учетом возрастных особенностей и физиологических возможностей детей должен отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движений, их координацию, придаст им особую выразительность, повлияет на музыкальную память и эмоциональное состояние детей. В системе физического воспитания существуют следующие организационные формы двигательной активности детей, где используется музыкальное сопровождение: утренняя гимнастика, образовательная область по физической культуре, подвижные игры на прогулке, спортивные праздники и др. Дошкольный возраст требует от педагогов изобретательности в формировании у них двигательных навыков и умений. Утренняя гимнастика, физкультминутки, которые воспитатели используют в образовательной деятельности и в режимных моментах – полезны для детей, они способствуют развитию слухового и зрительного внимания, памяти, координации, согласованности движений, ориентировке в пространстве, снятию мышечного напряжения в малоподвижных видах образовательной деятельности. С помощью гимнастики воспитываются такие положительные качества, как дисциплинированность, организованность, чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Внесение музыки на утреннюю гимнастику или физкультминутки создает бодрое, радостное настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, обогащает музыкальными впечатлениями. Профессор А.Н. Крестовников пишет, что «при выполнении упражнений под музыку наблюдается увеличение амплитуды дыхательных движений и увеличение легочной вентиляции. Музыка является возбудителем движений, облегчает их выполнение». Движения под музыку становятся более четкими и выразительными, плавными и энергичными, в зависимости от ее характера. Музыка организует, помогает двигаться дружно и согласованно, способствует музыкальному развитию. Дети начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю такта, высоту звучания, выполнять ритмический рисунок. Но еще интереснее будет для детей, если к музыке и движениям подобрать стихи – физкультминутки, которые хорошо ложатся на народные мелодии. Детям это очень нравится. Такая гимнастика объединяет и физкультуру, и музыку, и театрализацию. Комплексы могут объединяться одной темой или плавно переходить от одной части к другой. Эта гимнастика интересна детям как игра. Здесь самому ребенку надо быть внимательным не только к ритму, но и к тексту, ведь педагог не подсказывает когда надо менять движение. Благодаря тексту легче усваиваются новые движения, последовательность их выполнения. Такой игровой комплекс можно использовать полностью или частично в качестве физкультминутки в других видах образовательной деятельности совпадающих по тематике и особенно тогда, когда дети не идут гулять из-за сильного мороза или ливня. Если игры две, то вторая обязательно должна быть малоподвижная, что бы дети не забыли о том, что находятся в помещении и их легко можно переключить на другой вид деятельности. Такая игровая гимнастика хорошо развивает воображение, ребенок быстро перевоплощается без подсобных средств то в сороконожку, то в пингвина, то в жука и т. д. В комплексе развивается память, речь, ловкость, точность реакции, воспитывается ансамблевая слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности двигательных навыков и умений. (Приложение 1) Во время осуществления образовательной деятельности по физической культуре музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, общеразвивающих упражнений, в отдельных подвижных играх. Особая роль в развитии движений принадлежит игре. Именно игры, в доступной и интересной форме, дают возможность ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться. А внесение в образовательную деятельность по физической культуре и спортивные праздники музыкальных игр активизируют восприятие музыки и движений, улучшают педагогическую возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая повышает возбуждение в коре головного мозга. Таким детям полезнее играть в подвижные игры. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающей возбуждение. Для таких детей полезны игры с пением, со словом. Благодаря использованию разнообразия музыкальных игр решаются задачи в развитии двигательных навыков и умений, а понимание игрового задания вызывает активизацию внимания, памяти, мышления, вызывает быстроту реакции на звуковой раздражитель, волевую сферу, нормализуются процессы регуляции темпа и ритма. Игры со словом, игры с пеним запоминаются детьми легко. В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения. Одновременно дети совершенствуют пружинный дробный, топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, легкий стремительный бег, умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Овладение элементами выразительного движения способствуют развитию у детей фантазии, воображения. (Приложение 2) Для того чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к физическим упражнениям, ритмическим композициям, следует руководствоваться требованиям: музыкальное произведение должно обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно – музыкальный вкус. Это могут быть и народные мелодии, классическая музыка, сочинения современных и зарубежных композиторов и, конечно же, любимые мелодии из мультфильмов. Такой подбор музыкальных произведений и ритмических композиций предлагает нам А.И. Буренина в своей программе «Ритмическая мозаика». При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыками произвольного расслабления, рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом занятия; для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), что создает ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. Спортивные праздники, в процессе которых используются освоенные в образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и физической культуре песни, упражнения, танцы, эстафеты, несут в себе заряд эмоционального развития дошкольников. На примере проведения летнего спортивного праздника четко прослеживается взаимодействие педагогов дошкольного учреждения. На таких праздниках звучат стихи, загадки, песни; исполняются танцы, упражнения с предметами и без, ритмические композиции, музыкальные игры, игры-эстафеты. Подготовка же к празднику является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность. (Приложение 3) Библиографический список
|