«Дирижерское искусство в моей работе» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Мясникова Т.М. | |||
15.07.2015 10:23 | |||
«Дирижерское искусство в моей работе» Еще в девстве я очень любила оркестровую музыку. Слушая музыкальные произведения из домашней коллекции, а у нас дома их было много, представляла себя с дирижерской палочкой. Свою мечту я вынашивала много лет, а когда выросла — реализовала ее в своей работе. В детском саду появился оркестр «Веселый колокольчик», которым я руковожу. Я стала подбирать нужные музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, треугольники, ложки, музыкальные молоточки, колокольчики и др.), совместно с педагогами начала изготавливать из бросового материала музыкальные инструменты, потом увлекла родителей и детей.
Приобрела необходимую методическую литературу и пособия. Но чтобы воспитать у детей интерес к музицированию, необходимо заинтересовать их. Мы стали играть звуками. Игры звуками подобны играм детей с камешками, палочками, орешками – они также естественны, как и ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для малыша остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. И вот уже более двадцати лет я практикую в своей работе элементарное музицирование с инструментами. Разделила свою работу на три этапа:
Учебное музицирование На занятиях знакомлю детей с окружающими их звуками природы, улицы, дома, определяем регистр, динамику. Пробуем возможности голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование, пение. Слушали голоса деревянных предметов, изображали «разговор» кубиков и карандашей. Исследовали темброво-динамические возможности деревянных предметов. Прислушивались к особому качеству и красоте стеклянных звуков. В стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные звуки: с ними надо быть очень осторожными. Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Стеклянные звуки «переселились» в некоторые металлические инструменты. Играли осторожно палочкой на валдайском колокольчике, треугольниках различного размера, глокеншпиле, звук которого тоже похож на колокольчик, но из него можно извлечь много разных звуков. С металлическими звуками знакомились на кухне, где есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки, красивые расписные подносы. Дети сами искали способы игры на них, отмечая что качество звука и его динамика зависит от звука извлечения: резко или мягко. А как красиво в исполнении оркестра народная музыка! Особое место занимают народные произведения (потешки, загадки, приговорки, мини-сказки). Творческое музицирование На этом этапе использую различные творческие задания, поисковые ситуации. Был продуман цикл занятий:
Перед детьми не ставлю конкретной задачи сочинить или досочинить что-либо, но даю условия: озвучить радугу, молнию, гром, смех, ледяные узоры, пофантазировать и найти подходящий исполнительский прием. На каждом занятии использую творческие задания. Сколько интересных находок возникает в эти моменты. Дети придумывают свой вариант озвучивания. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона раздается мерцающий огонек светлячка, зажигаются звезды, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой рассказывают, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребенку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытка детей самостоятельно «заговаривать» на музыкальном языке, используя знакомые «слова». Концертное музицирование Заключительный этап деятельности. Для этого музицирования начала подбирать музыкальный репертуар. Расписали партитуры. Вместе с детьми обсуждаем и распределяем, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодии, аккомпанемент, ритм, рисунок, сильные доли, акценты). И полились звуки музыки, которым извлекают мои воспитанники, уверенно играя в оркестре, соблюдая ритм, динамику, темп и стараясь передать в своем исполнении характер пьесы. Именно в такие моменты понимаешь: когда ты увлечен сам, то можно увлечь этим и других.
|