Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
Занятия по Музыке
Автор: Чернышёва Анна Александровна   
10.07.2015 11:00

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.

Чернышёва Анна Александровна, музыкальный руководитель МДОУ ЦРР детский сад № 45 «Мечта», г.Серпухов МО.

В настоящее время формируется современное образовательное пространство, и оно практически не может обойтись без компьютерных технологий. Они вполне естественно вписываются в жизнь детского сада, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития мышления. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребёнка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждая непосредственно образовательная деятельность с применением ИКТ технологий вызывает у дошкольников эмоциональный подъём, желание добиться успехов, сделать задание до конца. И образовательная область «Музыка» не является исключением.

 

Скачать полный конспект

Я начала применять различные цифровые образовательные ресурсы в своей работе лет девять назад, как только у меня лично появился дома компьютер. Сначала это были составленные в электронном виде конспекты занятий и перспективное планирование. Далее я стала изучать и другие возможности применения компьютерных технологий и Интернета: освоила программы PowerPoint, Publisher и Photoshop, а так же музыкальную программу «Nero», позволяющую редактировать музыку, изменять и записывать её в разных форматах на CD-диски.

Одним из очевидных достоинств образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества. Благодаря возможностям Интернета можно найти и использовать разнообразный иллюстративный материал. Показывая, как отдельные картинки, так и составляя из них нужную на данный этап работы презентацию.

Я использую в своей работе музыкальную электронную библиотеку, в ней собраны электронные книги, которые делаю в программе PowerPoint.

Например:

  • «Портреты композиторов»
  • «Музыкальные инструменты»
  • «Времена года в иллюстрациях и фотографиях» и другие.

Когда материал изучен, эти же презентации, немного изменённые в «настройках анимации», можно использовать и как дидактические игры, с целью диагностики знаний детей. ( «Узнай, какой инструмент звучит», «Назови произведения композитора…» и др.)

Так же в своей работе я применяю специально созданные в программе PowerPoint электронные музыкальные тренажеры: «Дождик», «Ручеёк», «Солнечные лучики» и т.д. Они предназначены для выполнения одной или нескольких музыкальных задач. Например, в электронном тренажёре «Дождик» решаются следующие задачи: развитие голоса при помощи пропевания восходящего и нисходящего звукоряда, удержание звука на одной ноте, точной передачи ритмического рисунка мелодии (в пении, хлопках, игре на детских музыкальных инструментах и т.п.).

В Интернете ищу мультфильмы с детскими песнями, также собираю их в «электронную коллекцию», чтобы потом использовать их в работе с дошкольниками. Например, во время разучивания песни, восприятия музыки, как сюрпризный момент в НОДе или в развлечениях.

При подготовке к праздникам и досугам, использую специально составленные презентации для ознакомления со сказкой, которую дети потом будут разыгрывать на утреннике.

В образовательной деятельности или на празднике презентации используются, так же и как сюрпризный момент. Например:

– отгадаете правильно загадку – на экране появиться картинка с отгадкой.

Так же составляются презентации, которые могут сопровождать весь праздник, как фон, декорация, (на экране) либо поддерживают иллюстрациями сценарный план праздника.

Для усиления наглядности и желания детей заниматься музыкой, я делаю видеоролики в программе Movie Maker. Они собираются из фотографий, картинок, иллюстраций и музыкальных композиций и могут носить разную направленность:

  • Как предварительная работа: Например, на НГ празднике мальчики подготовительной группы были «пиратами», а девочки – «цыганочками». Я делала для них видеоролики с целью познакомить их с этими персонажами. Родителям показывала видеоролик о том, как могут выглядеть костюмы этих героев.
  • На самом празднике используем видео-презентации. Например, на утреннике, посвященном 8 Марта – дети смотрели фото-коллаж из фотографий их мам. А на Новогоднем празднике экран превращался в волшебное зеркало, которое помогало ребятам победить злых героев в сказке.
  • После утренника – так же можно использовать презентацию, как подарок для детей – вспомнить о проведённом празднике, что пели-танцевали, в какие игры играли, какие герои приходили и показать видеоролик с праздника, с участием самих детей.

В своей работе я так же использую Программно-методический комплекс «Мир музыки». Автор комплекса: Сергеева Галина Петровна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, руководитель проекта федеральных учебно-методических комплектов по предмету «Музыка».

Программно-методический комплекс «Мир музыки» знакомит детей:

  • с основами музыкального искусства
  • с видами музыкальной деятельности
  • с разными жанрами музыки
  • обучает основам нотной грамоты:
  • развивает художественно-эстетический вкус, музыкальную культуру
  • творческие способности детей.

Уникальная методика, заложенная в программу, основана на использовании разных видов музыкально-практической деятельности детей. Использование программы в образовательной деятельности помогает вызвать интерес к культурному наследию нашей страны, понять значимость музыки в мире искусства, пробудить в каждом ребёнке эмоционально-чувственное и ценностное отношение к музыке.

Данный программно-методический комплекс успешно применяется в дошкольном воспитании в непосредственно-образовательной деятельности, в интеграции областей «Музыка», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».

Программа включает четыре раздела:

  1. «Изучаем» – обучающе-развивающий раздел, состоящий из 11 тем для изучения. К каждой теме разработаны фрагменты деятельности и методические комментарии авторов.
  2. «Читаем» — этот раздел включает в себя стихи, загадки и сказки о музыке, музыкальных инструментах, временах года, нотах и др. (по основным темам программы).
  3. Раздел «Поём» включает в себя специально созданный редактор для творческой работы, позволяющий познакомиться с песней, прочитать к ней текст, спеть её мелодию, записать своё исполнение и в дальнейшем прослушать запись.
  4. Раздел «Слушаем» собрал в себя все основные музыкальные композиции, представленные в ПМК «Мир музыки» при изучении тем. Любую композицию можно прослушать целиком.

Каждый раздел включает в себя материалы двух типов:

  • демонстрационные материалы для изучения
  • и проверочные материалы (интерактивные задания) для проверки эффективности усвоения темы.

Демонстрационные материалы сопровождаются дикторским текстом, музыкальным и текстовым сопровождением, которые можно по желанию отключить (кнопки: «Диктор», «Музыка» и «Текст»). Демонстрационные материалы ставят своей задачей расширение информационного поля при обучении музыки, стимулирование музыкального развития дошкольников.

Проверочные материалы – это увлекательные интерактивные задания, выполненные в игровой форме. Они позволяют не только осуществлять диагностику усвоения различных тем данной Программы, но и развивать мышление дошкольников, формировать способы их музыкально-практической деятельности. Они имеют озвученную инструкцию и функцию проверки правильности выполнения.

Программно-методический комплекс «Мир музыки» — это многопользовательская версия – её можно установить на 30 компьютеров, с подключением через Интернет. Программа адаптирована для использования с интерактивной доской. Она может активно использоваться как при фронтальной работе с группой, так и в индивидуальной работе с ребёнком. Так же включать материалы Программы можно в сценарии праздников и развлечений, мероприятий, связанных с семейным досугом, совместным творчеством детей и родителей. Система интерактивных заданий станет основой для проведения музыкальных рингов, КВН-ов, турниров знатоков музыки и увлекательных конкурсов.

Я продолжаю осваивать новые цифровые образовательные ресурсы для расширения применения ИКТ в своей работе и в помощь музыкальным руководителям нашего города. На сайте методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Серпухова — «Планёрочке» — я веду страничку «Передовой педагогический опыт. ШПО по музыкальному воспитанию». Где стараюсь с помощью Интернета не только оперативно донести до музыкальных руководителей информацию с прошедших ШПО (текстовые, фото-, видео — и аудио – материалы), но и поделиться своими знаниями и умениями, а желающих и научить новым приёмам обучения дошкольников с помощью ИКТ-технологии.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка»

Тема: «Путешествие капельки»

Возрастная группа: Подготовительная

Образовательная область «Музыка»:

  • Продолжать учить детей активному слушанию музыкального произведения, соединяя в творческой импровизации музыку, движение и слово;
  • Закреплять умение детей озвучивать стихотворение с помощью имитации звуков природы;
  • Совершенствовать умение детей петь по схеме;
  • Развивать певческие навыки: закреплять умение петь знакомую песню выразительно, передавая характер песни, её темповые и динамические особенности; Развивать силу и длительность речевого выдоха, расширять диапазон чистого интонирования;

Образовательная область «Коммуникация»:

  • Закреплять навыки речедвигательной координации;
  • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.

Образовательная область «Познание»:

  • Средствами музыки закреплять представления детей о том, что в природе всё взаимосвязано.

Образовательная область «Художественное творчество»:

  • Воспитывать художественно-творческие способности, музыкальный, эстетический вкус.

Оборудование:

  • Демонстрационное: мультимедийная презентация.
  • ТСО: Телевизор; компьютер; магнитофон.
  • Раздаточное: атрибуты для двигательного трёхголосия ( «волны», «рыбки» и «осьминожки»)
  • Костюм «Облачка»
  • Детские музыкальные инструменты: Металлофон, «тарелки».
  • Самодельные детские шумовые инструменты: стаканчики с водой и соломинками, «камушки»

Музыкальный репертуар:

  • Алексеев В. Песня «Капельки» Журнал «Колокольчик» 2005 № 34
  • Сен-Санс К. «Карнавал животных»«Аквариум» «Музыкальные шедевры» Радынова О.П. М., 1996

0 слайд презентации — подготовительный

Ход деятельности:

001 Дети входят в зал под музыку
Музыкальный руководитель:
Что за гости к нам спешат?
Сколько здесь у нас ребят!

Проходите, становитесь вот сюда!
(к воспит-це): Все на месте?.... (Да)

Здравствуйте, дети!....

Сегодня у нас будет необычное музыкальное занятие — мы с вами отправимся в путешествие за весенней капелькой.

Полюбуйтесь на картинку.

1 слайд «Облака» + припев песни В.Шаинского «Облака»

(Музыкальный руководитель перевоплощается в «облачко»)

Музыкальный руководитель:

Я – облако весеннее, летаю высоко.
Ушла подруга-капелька, наверно, далеко.
Вы капельку не видели? Знакомую мою?..
Мне без неё так грустно! Найти её хочу.

Вы мне поможете? …
Спасибо, ребята!
Отправляемся в путь!
Раз, два, три, покружись и на облачке окажись!

Сначала капелька жила на облачке!
Давайте сделаем большой круг похожий на облачко.
Повторяйте все движения за мной.

1. Упражнение на развитие координации речи и движения «Облако»

Музыкальный руководитель:

Маленькое облако Округлить руки, пальцы сцепить в «замок».

По небу плывёт. Качать руками вправо-влево.

Маленькое облако
Ветерок несёт.
Поднимает облако Поднять сцепленные руки и потянуться вверх
На утёс могучий

Превращает облако Развести руки в стороны.
В грозовую тучу. Опустить руки вниз
Кап-кап — Тучка! Поднять прямые руки вверх, опуская вниз,
Кап — кап– Плакучка! Сжимать и разжимать пальцы рук

День и ночь плачет, Легко стряхиваем кисти рук
Дождик вниз скачет!
Капельки – прыг-прыг 2 прыжка на двух ногах
Капельки – хлоп-хлоп 2 хлопка в ладоши

Капельки – топ-топ-топ… Шагают на месте

2 слайд «Дождь»

- Посмотрите, ребята, пошёл дождь, превратилась наша капельку в дождинку.

2. Упражнение на развитие дыхание

- Поймайте капельку на свою ладошку.

- Интересно, чья капелька дольше пропоёт свою песенку?

(носом — спокойный вдох (не поднимая плеч), на выдохе — пропеваем «ка-а-ап», тянем звук «А», когда воздух закончится – ловим капельку в ладошку)

3. Упражнение для развития чувства ритма и распевания «Песенка дождика»

Чтобы узнать, куда наша капелька полетела дальше, надо спеть песенку, которую сочинили озорные капельки-дождинки.

3 слайд «Схема для распевания»

Музыкальный руководитель:

Вот дождик начинается – капли большие и песенка у них долгая: «КАП» ( «КАП — КАП…» (восходящий звукоряд)

А здесь пошёл сильный дождик, капельки маленькие и песенка у них короткая: «капа» ( «капа- капа – капа…» (на одном звуке)

И заканчивается наш дождик – снова большие капли – Как они поют? (нисходящий звукоряд)

Дети поют по схеме, показывая рукой направление мелодии

Музыкальный руководитель:

Весенний дождь – весёлый дождь
Прошёл – и солнце светит.
И оттого всем хорошо:
Деревьям, птицам, детям.

4 слайд «Солнышко»

Музыкальный руководитель:

- Вы на музыкальных занятиях разучивали песни о весне, послушайте мелодию и скажите, как она называется. …

4. Пение песни, знакомой детям о весне.

- А наша капелька дальше спешит –

К ручейку журчащему путь её лежит.

5 слайд «Ручей»

002 5. Двигательное упражнение «С неба капелька летела»» (ЛЁГКИЙ БЕГ В РАССЫПНУЮ ПО ЗАЛУ + ДВИЖЕНИЯ по показу)

  1. – по показу музыкального руководителя.
  2. – самостоятельное выполнение движений. (играю на фо-но)

Музыкальный руководитель:

Ручеёк красивый, звонкий,
С капелькой он подружился,
Очень долго веселился.
Вместе к морю побежали,

Здесь их волны и встречали.

Полюбуйтесь на картинку, послушайте звуки моря.

6 слайд «Море» + звуки моря

(под слайд) В море плещется вода, послушайте, как поёт она.

Ребята, давайте попробуем сейчас сами создать звуки моря с помощью этих волшебных стаканчиков с водой и камушков.

6. Игра со звуками.

- Сначала будет звучать вода в стаканчиках…

В море плещется вода, слышишь, как поёт она? Стаканчики

Эту песенку водички капли –
Звонкие сестрички исполняют в тишине,
Примостившись на волне.
Шуршат они песком,

Камушком на дне морском.
Дробятся о скалу – тарелки
Стекают по стеклу. – металлофон (глиссандо)
Вот какой он — звук воды,

Набегающей волны.

Музыкальный руководитель:

- А сейчас мы вместе с капелькой попадём в гости к морским жителям?

У нас есть «волны», «рыбки» и «осьминожки». Двое детей (выбираю) будут сидеть перед стульчиками – на коленках, держать «волны» за края и плавно поднимать и опускать. Девочки, подходите к скамейке, одевайте на руки «рыбок» и вставайте за стульями. Мальчики, подходите, одевайте на руки «осьминожек» и садитесь на стулья. У меня на руках тоже «рыбки» – девочки, вы будете повторять все движения за мной. А в руках у … (воспит-цы) … – «осьминожки» — и мальчики будут выполнять движения за … (воспит-ей.)

003 7. Активное слушание -двигательное «двухголосие» К. Сен-Санс «Аквариум»

текст движения

Что за чудо это море!
Неземная красота!
Синим отблеском сверкает,
Словно, добрая мечта. Двое детей выполняют движения «волнами»

Среди волн резвятся рыбки,
Чешуёй своей горя,
Плавники играют ярко,
Капельку к себе маня. Девочки выполняют движения с «рыбками» по показу муз. руководителя

А за ними – осьминожки
Выплывают по дорожке.
Та дорожка из волны,
Полной нежной синевы. Мальчики начинают выполнять движения с «осьминожками» по показу муз. воспитателя

Девочки продолжают выполнять движения с «рыбками» по показу муз. руководителя

Совместное выполнение движений по показу муз. руководителя и воспитателя.

По окончании музыки останавливаются мальчики – руки на уровне груди, девочки – одна рука вверху, другая – чуть ниже.

Море вмиг всех подружило,
В ярком танце закружила.
Веселятся все вокруг:
Ты мой друг и я твой друг!

004 8. Танцевальная импровизация детей под музыку К. Сен- Санса

7 слайд «Облака»

Вот и солнышко весеннее пригрело
Наша капелька на небо паром улетела.
Улеглась на облачке, словно на подушке,
Месяц шепчет капельке — песенку на ушко.

Спасибо вам, ребята, вы помогли мне найти мою подружку капельку.

Она вернулась на облачко, да и вам пора обратно, в детский сад.

Раз, два, три, покружись –

В саду снова окажись! (звучит волшебная музыка)

ИТОГ занятия.

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- Что показалось трудным?

Под музыку дети выходят из зала

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год