Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Чернышёва Анна Александровна | |||
10.07.2015 11:00 | |||
Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников. Чернышёва Анна Александровна, музыкальный руководитель МДОУ ЦРР детский сад № 45 «Мечта», г.Серпухов МО. В настоящее время формируется современное образовательное пространство, и оно практически не может обойтись без компьютерных технологий. Они вполне естественно вписываются в жизнь детского сада, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития мышления. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребёнка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждая непосредственно образовательная деятельность с применением ИКТ технологий вызывает у дошкольников эмоциональный подъём, желание добиться успехов, сделать задание до конца. И образовательная область «Музыка» не является исключением.
Я начала применять различные цифровые образовательные ресурсы в своей работе лет девять назад, как только у меня лично появился дома компьютер. Сначала это были составленные в электронном виде конспекты занятий и перспективное планирование. Далее я стала изучать и другие возможности применения компьютерных технологий и Интернета: освоила программы PowerPoint, Publisher и Photoshop, а так же музыкальную программу «Nero», позволяющую редактировать музыку, изменять и записывать её в разных форматах на CD-диски. Одним из очевидных достоинств образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества. Благодаря возможностям Интернета можно найти и использовать разнообразный иллюстративный материал. Показывая, как отдельные картинки, так и составляя из них нужную на данный этап работы презентацию. Я использую в своей работе музыкальную электронную библиотеку, в ней собраны электронные книги, которые делаю в программе PowerPoint. Например:
Когда материал изучен, эти же презентации, немного изменённые в «настройках анимации», можно использовать и как дидактические игры, с целью диагностики знаний детей. ( «Узнай, какой инструмент звучит», «Назови произведения композитора…» и др.) Так же в своей работе я применяю специально созданные в программе PowerPoint электронные музыкальные тренажеры: «Дождик», «Ручеёк», «Солнечные лучики» и т.д. Они предназначены для выполнения одной или нескольких музыкальных задач. Например, в электронном тренажёре «Дождик» решаются следующие задачи: развитие голоса при помощи пропевания восходящего и нисходящего звукоряда, удержание звука на одной ноте, точной передачи ритмического рисунка мелодии (в пении, хлопках, игре на детских музыкальных инструментах и т.п.). В Интернете ищу мультфильмы с детскими песнями, также собираю их в «электронную коллекцию», чтобы потом использовать их в работе с дошкольниками. Например, во время разучивания песни, восприятия музыки, как сюрпризный момент в НОДе или в развлечениях. При подготовке к праздникам и досугам, использую специально составленные презентации для ознакомления со сказкой, которую дети потом будут разыгрывать на утреннике. В образовательной деятельности или на празднике презентации используются, так же и как сюрпризный момент. Например: – отгадаете правильно загадку – на экране появиться картинка с отгадкой. Так же составляются презентации, которые могут сопровождать весь праздник, как фон, декорация, (на экране) либо поддерживают иллюстрациями сценарный план праздника. Для усиления наглядности и желания детей заниматься музыкой, я делаю видеоролики в программе Movie Maker. Они собираются из фотографий, картинок, иллюстраций и музыкальных композиций и могут носить разную направленность:
В своей работе я так же использую Программно-методический комплекс «Мир музыки». Автор комплекса: Сергеева Галина Петровна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, руководитель проекта федеральных учебно-методических комплектов по предмету «Музыка». Программно-методический комплекс «Мир музыки» знакомит детей:
Уникальная методика, заложенная в программу, основана на использовании разных видов музыкально-практической деятельности детей. Использование программы в образовательной деятельности помогает вызвать интерес к культурному наследию нашей страны, понять значимость музыки в мире искусства, пробудить в каждом ребёнке эмоционально-чувственное и ценностное отношение к музыке. Данный программно-методический комплекс успешно применяется в дошкольном воспитании в непосредственно-образовательной деятельности, в интеграции областей «Музыка», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество». Программа включает четыре раздела:
Каждый раздел включает в себя материалы двух типов:
Демонстрационные материалы сопровождаются дикторским текстом, музыкальным и текстовым сопровождением, которые можно по желанию отключить (кнопки: «Диктор», «Музыка» и «Текст»). Демонстрационные материалы ставят своей задачей расширение информационного поля при обучении музыки, стимулирование музыкального развития дошкольников. Проверочные материалы – это увлекательные интерактивные задания, выполненные в игровой форме. Они позволяют не только осуществлять диагностику усвоения различных тем данной Программы, но и развивать мышление дошкольников, формировать способы их музыкально-практической деятельности. Они имеют озвученную инструкцию и функцию проверки правильности выполнения. Программно-методический комплекс «Мир музыки» — это многопользовательская версия – её можно установить на 30 компьютеров, с подключением через Интернет. Программа адаптирована для использования с интерактивной доской. Она может активно использоваться как при фронтальной работе с группой, так и в индивидуальной работе с ребёнком. Так же включать материалы Программы можно в сценарии праздников и развлечений, мероприятий, связанных с семейным досугом, совместным творчеством детей и родителей. Система интерактивных заданий станет основой для проведения музыкальных рингов, КВН-ов, турниров знатоков музыки и увлекательных конкурсов. Я продолжаю осваивать новые цифровые образовательные ресурсы для расширения применения ИКТ в своей работе и в помощь музыкальным руководителям нашего города. На сайте методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Серпухова — «Планёрочке» — я веду страничку «Передовой педагогический опыт. ШПО по музыкальному воспитанию». Где стараюсь с помощью Интернета не только оперативно донести до музыкальных руководителей информацию с прошедших ШПО (текстовые, фото-, видео — и аудио – материалы), но и поделиться своими знаниями и умениями, а желающих и научить новым приёмам обучения дошкольников с помощью ИКТ-технологии. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» Тема: «Путешествие капельки» Возрастная группа: Подготовительная Образовательная область «Музыка»:
Образовательная область «Коммуникация»:
Образовательная область «Познание»:
Образовательная область «Художественное творчество»:
Оборудование:
Музыкальный репертуар:
0 слайд презентации — подготовительный Ход деятельности: 001 Дети входят в зал под музыку Проходите, становитесь вот сюда! Здравствуйте, дети!.... Сегодня у нас будет необычное музыкальное занятие — мы с вами отправимся в путешествие за весенней капелькой. Полюбуйтесь на картинку. 1 слайд «Облака» + припев песни В.Шаинского «Облака» (Музыкальный руководитель перевоплощается в «облачко») Музыкальный руководитель: Я – облако весеннее, летаю высоко. Вы мне поможете? … Сначала капелька жила на облачке! 1. Упражнение на развитие координации речи и движения «Облако» Музыкальный руководитель: Маленькое облако Округлить руки, пальцы сцепить в «замок». По небу плывёт. Качать руками вправо-влево. Маленькое облако Превращает облако Развести руки в стороны. День и ночь плачет, Легко стряхиваем кисти рук Капельки – топ-топ-топ… Шагают на месте 2 слайд «Дождь» - Посмотрите, ребята, пошёл дождь, превратилась наша капельку в дождинку. 2. Упражнение на развитие дыхание - Поймайте капельку на свою ладошку. - Интересно, чья капелька дольше пропоёт свою песенку? (носом — спокойный вдох (не поднимая плеч), на выдохе — пропеваем «ка-а-ап», тянем звук «А», когда воздух закончится – ловим капельку в ладошку) 3. Упражнение для развития чувства ритма и распевания «Песенка дождика» Чтобы узнать, куда наша капелька полетела дальше, надо спеть песенку, которую сочинили озорные капельки-дождинки. 3 слайд «Схема для распевания» Музыкальный руководитель: Вот дождик начинается – капли большие и песенка у них долгая: «КАП» ( «КАП — КАП…» (восходящий звукоряд) А здесь пошёл сильный дождик, капельки маленькие и песенка у них короткая: «капа» ( «капа- капа – капа…» (на одном звуке) И заканчивается наш дождик – снова большие капли – Как они поют? (нисходящий звукоряд) Дети поют по схеме, показывая рукой направление мелодии Музыкальный руководитель: Весенний дождь – весёлый дождь 4 слайд «Солнышко» Музыкальный руководитель: - Вы на музыкальных занятиях разучивали песни о весне, послушайте мелодию и скажите, как она называется. … 4. Пение песни, знакомой детям о весне. - А наша капелька дальше спешит – К ручейку журчащему путь её лежит. 5 слайд «Ручей» 002 5. Двигательное упражнение «С неба капелька летела»» (ЛЁГКИЙ БЕГ В РАССЫПНУЮ ПО ЗАЛУ + ДВИЖЕНИЯ по показу)
Музыкальный руководитель: Ручеёк красивый, звонкий, Здесь их волны и встречали. Полюбуйтесь на картинку, послушайте звуки моря. 6 слайд «Море» + звуки моря (под слайд) В море плещется вода, послушайте, как поёт она. Ребята, давайте попробуем сейчас сами создать звуки моря с помощью этих волшебных стаканчиков с водой и камушков. 6. Игра со звуками. - Сначала будет звучать вода в стаканчиках… В море плещется вода, слышишь, как поёт она? Стаканчики Эту песенку водички капли – Камушком на дне морском. Набегающей волны. Музыкальный руководитель: - А сейчас мы вместе с капелькой попадём в гости к морским жителям? У нас есть «волны», «рыбки» и «осьминожки». Двое детей (выбираю) будут сидеть перед стульчиками – на коленках, держать «волны» за края и плавно поднимать и опускать. Девочки, подходите к скамейке, одевайте на руки «рыбок» и вставайте за стульями. Мальчики, подходите, одевайте на руки «осьминожек» и садитесь на стулья. У меня на руках тоже «рыбки» – девочки, вы будете повторять все движения за мной. А в руках у … (воспит-цы) … – «осьминожки» — и мальчики будут выполнять движения за … (воспит-ей.) 003 7. Активное слушание -двигательное «двухголосие» К. Сен-Санс «Аквариум» текст движения Что за чудо это море! Среди волн резвятся рыбки, А за ними – осьминожки Девочки продолжают выполнять движения с «рыбками» по показу муз. руководителя Совместное выполнение движений по показу муз. руководителя и воспитателя. По окончании музыки останавливаются мальчики – руки на уровне груди, девочки – одна рука вверху, другая – чуть ниже. Море вмиг всех подружило, 004 8. Танцевальная импровизация детей под музыку К. Сен- Санса 7 слайд «Облака» Вот и солнышко весеннее пригрело Спасибо вам, ребята, вы помогли мне найти мою подружку капельку. Она вернулась на облачко, да и вам пора обратно, в детский сад. Раз, два, три, покружись – В саду снова окажись! (звучит волшебная музыка) ИТОГ занятия. - Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? - Что показалось трудным? Под музыку дети выходят из зала
|