Хлеб — всей жизни голова. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Алёна Леканцева | |||
24.02.2015 12:28 | |||
Хлеб — всей жизни голова. Программное содержание. Закреплять представления детей о хлебе. Расширять диапазон знаний о том, как рождается хлеб. Формировать нравственно-патриотические чувства. Развивать художественное восприятие через исполнение потешек, песен, танцев, просмотр презентации. Продолжать развивать музыкально — ритмические способности детей с помощью музыкальной подвижной игры. Активизировать детей, вызывать желание включиться в беседу, проявить самостоятельность и инициативу в продуктивной деятельности. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду. Предварительная работа. Воспитатель: разучивает с детьми стихи, потешки по теме; подготавливает приспособления для работы с тестом; перед занятием заранее замешивает дрожжевое тесто совместно с детьми. Музыкальный руководитель: разучивает с детьми хоровод «Русская душа», песню «Песенка о хлебе» ( «Муз. рук.) №5. 2014, песню «Русская сторонка» (М. р. №4. 12) речевые игры «Мукомол», «Трактора», логоритмическую игру «Печём пироги», частушки, песни- попевки Ход занятия: После того как дети вошли в зал, поздоровались, педагог обращается к ним: Здравствуйте, желанные гости мои! Вот и снова мы с вами встретились в пору багряную, осеннюю. Осень золотистая — хлебом колосистая! Если мы хотим кого-то То гостей таких встречаем С караваем соль подносим, Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль. 1-й ребенок: Этот наш обычай вечный — Хозяйка: Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей — это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли —хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. 2-й ребенок: У народа есть слова: «Хлеб всей жизни голова». Хозяйка: Из маленьких зернышек растут хлебные колоски. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (Дети отвечают.) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни? Давайте споём! Дети исполняют народные песни-попевки «Нива золотая», «Расти, рожь» (журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2010). 1. Нива золотая, 2. Расти, рожь, большая, Вот такая, Расти, копна золотая, Вот такая! Хозяйка: В наш век, век техники и электроники, хлеб всё равно дается нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб. Дети читают стихи Т. Шорыгиной. 3-й ребенок: За лесами, за лугами 4-й: На широкие долины 5-й: Сколько в это зернышко 6- й: Он не падает к нам с неба, 7- й: Посеяли хлеб хлеборобы весною, За уборку пора! Для хлеба комбайны нужны, трактора. 8-й: Каждому знакомы 9-й: Силою державы Педагог: ребята, а какие хлебобулочные изделия вы больше всего любите? Дети отвечают. Педагог: Я предлагаю вам испечь пироги. Игра с детьми «Печем пирожки» Дети (хором): Засучим рукава, вымоем руки; Точим ножи. (трут ребра ладоней друг о друга, произносят: «вжик-вжик!») Рубим капусту. (стучат ребром одной ладони по другой: «тук-тук!») Просеиваем муку. (выполняют движение «сито», произносят «шик-шик!») Разбиваем яйцо. ( «Бум — чпок!») Сыплем соль и сахар. ( «Пыш-пыш!») Греем молоко. (поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди: «Ш-ш-ш-ш». Дуют вниз на руки и опускают их). Выливаем молоко. ( «Булъ-булъ») Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе? Дети (по очереди). - Хочешь есть калачи — не сиди на печи! - Труд кормит, а лень портит! - Ржаной хлебушко пшеничному дедушка! - Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. - Плох обед, коли хлеба нет! - Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. - Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит. - Летний день год кормит! - Что посеешь, то и пожнёшь, Что пожнёшь, то и смолотишь, Что смолотишь, то и смелешь, Что смелешь, то и съешь! - Будет хлеб — будет и песня! Песня «Песня «Песенка о хлебе» (М. р. №5. 2010)» (Индивидуальная?) Педагог. Чтобы наших гостей угостить, нужно самим пирогов напечь, самых настоящих. Мойте руки, надевайте фартуки, колпаки, подходите к столам. (На столах для каждого ребёнка разложены доски, мисочки с мукой, начинкой для пирогов, блюдо с комочками теста. Педагог уточняет, что прежде всего нужно для приготовления хлеба. Дети называют: мука, вода, дрожжи и соль.) Что положено в сегодняшнее тесто, какое оно? Дети. Мы добавили в тесто молоко, дрожжи, масло, яйца, сахар, чтобы было вкуснее. Тесто получилось сдобное, дрожжевое. Дети посыпают доски мукой, берут комочек теста и изготавливают изделие по своему выбору: лепёшку, крендель, булочку, пирожок с начинкой и др. Укладывают получившееся изделие на противень, смазанный маслам, педагог смазывает взбитым яйцом каждое изделие и передаёт противень на кухню. Детям предлагается привести в порядок своё рабочее место, вымыть руки, снять фартуки. Педагог. Пока пироги в печи пекутся, можно играть, хороводы водить, песни петь. Педагог. Землю красит солнце, а человека — труд! С утра до поздней ночи при уборке зерна гудят на полях машины. Какие машины? Кто ими управляет? Дети отвечают. Затем по предложению педагога инсценируются две потешки — «Трактора» Ребёнок: Нам сегодня с братом Вовой В трактористов мы играем: (И. Черницкая) Тара-тара-тара-ра! Будем хлеб засевать, Хоровод «Русская душа» Далее проводится речевая игра с движением «Мукомол» (народная потешка). Дети встают в круг, в центре — ребёнок-ведущий. Рядом с ним корзина с мячами диаметром 8-10 см. Дети. Мукомол, мукомол, ты нам зёрна смолол (дети, взявшись за руки, идут простым хороводным шагом вокруг «мукомола»; «мукомол» в это время выполняет скользящие хлопки), А теперь из муки всё, что хочешь, пеки! (На слово «пеки» дети останавливаются, а «мукомол» берёт мячи в обе руки и отдаёт его стоящим рядом двум детям.) Пышки для мышки, (Передают мяч другим детям на ударные слоги в каждой строке. При повторе последних четырёх строк потешки дети подкидывают и ловят мяч в соответствии с ритмом слова. Остальные дети ритмично хлопают. При повторном проведении игры выбирается новый ведущий, в движения с мячом включаются другие дети.) 1. Начинаем петь частушки. 2. А мы в Киренске живем, 3. Прянички печатные 4. Ты прости меня, Надюша, 5. Маленькое, сдобное 6. Мы пропели вам частушки Педагог: Пора-то у нас осенняя, предлагаю деткам исполнить «Осеннюю польку». «Осенняя полька» Хозяйка: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай — сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: «Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в этом дело. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение. Пренебрежение к нему — когда большие и маленькие куски кидаем в мусорное ведро. Хлебушек так вольно, как теперь, не всега лежал на столе. Хозяйка: У России-матушки много плодородных земель, засеянных рожью и пшеницей. Ребенок читает стихи С. Савинова Родина». Вижу чудное приволье. Вижу нивы и поля — Хозяйка: Вы запомните, дети, Золотые слова: Хлеб — всему голова! Слава тем, кто хлеб растил, Пусть начнется дружный пир.
|