"Использование музыкальных игр" |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Светлана Кудрина | |||
21.02.2015 08:40 | |||
"Использование музыкальных игр" Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникает три цели:
Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля. Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Также они выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Музыкальная игра имеет следующие задачи: 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ:
2 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
4 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
5 РАЗВИВАЮЩИЕ:
Можно выделить три группы музыкальных игр, каждая из которых имеет педагогическую направленность: Первая группа – игры на развитие внимания, которые развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух. Игры: «Небо, воздух, земля», «Мотылёк», «Ветерок», «Весёлые лягушки», «Сорви яблоко», «Сделай наоборот», «Не зевай», «Кто быстрее» и т. д. Вторая группа – игры на развитие памяти, которые осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти. Игры: «Повтори ритм», «Будь внимательным», «Запомни цифру», «Сладкоежки», «Снежки», «Кошка и котята», «Прыг, прыг, скок» и т. д. Третья группа – игры на развитие мышления, которые содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза. Игры: «По тропинке», «За малиной», «Найди свой цвет», «Лишние слова», «Шаг и бег», «Летает – не летает» «Мяч» и т. д.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. По форме проведения игры подразделяются на:
Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей. Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в возникновении движения. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.
|