Статья "Применение новых мультимедийных технологий в музыкальном образовании " |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Селиверстова Екатерина Анатольевна | |||
23.11.2014 00:01 | |||
"ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – ДАНЬ ВРЕМЕНИ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?" Е. А. Селиверстова ГБДОУ детский сад №32 Петроградского района Г. Санкт-Петербург Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии уже прочно вошли во все сферы жизни человека – наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. В современном обществе мультимедиа окружает нас повсюду – через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Обучающая программа, презентация доклада, анимационный рекламный ролик, виртуальные путешествия – вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным. Детский сад - часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ребёнку необходимо не только видеть, но и осязать. Человек развивается через деятельность, причём через разные её виды. На дошкольном этапе надо побуждать ребёнка к самостоятельному поиску знаний и информации! На мой взгляд, использование ИКТ – хорошая возможность мотивировать ребёнка, на получение знаний, которые в других формах организации его не заинтересовали. Использование компьютерных технологий в детском саду, в настоящее время – необходимость, которая даёт много возможностей педагогам и их воспитанникам. Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников Современное музыкальное занятие – это совместная деятельность, в ходе которого применяются разнообразные методики, педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на образовательно-воспитательный процесс. Они призваны не только улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации, профессионального роста.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей.
Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Музыка» становится возможным и актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности можно использовать синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями.
Свои достижения в области ИКТ мы используем при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов, клипы на известные детские песни, фонограммы(которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении) в совместной деятельности улучшают восприятие материала воспитанниками, существенно повышают мотивацию детей к обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей.
Мы используем мультимедиа технологии в различных направлениях.
Каковы же их функции в работе педагога-музыканта ДОУ?
1. наглядное пособие.
2. источник учебной информации.
3. средство подготовки выступлений.
4. средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; несёт в себе образный тип информации, понятный детям; движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка; является отличным средством для решения задач обучения:
делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
использование компьютера, синтезатора существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовки к совместной деятельности с детьми, так и во время (при объяснении нового материала, разучивание песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), а так же на праздниках и развлечениях.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, слуховую, чувственную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:
Синтезатор - все за и против
Наряду с компьютером, магнитофоном, ноутбуком, часто в своей работе мы используем электронные музыкальные инструменты. Одним из ярких примеров такого инструмента является синтезатор, который позволит все выше перечисленное реализовать в деятельности музыкального руководителя.
Для планирования совместной деятельности с детьми с применением электронного инструмента музыкальный руководитель должен знать его функциональные возможности и условия их применения, чтобы, внедряя синтезатор в различные виды деятельности, были соблюдены стандарты и требования образовательной программы.
Что же такое синтезатор?
Синтезатор (англ. Synthesizer) – электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн.
Итак, как же выбрать такой инструмент для музыкального руководителя детского сада?
Прежде всего, инструмент должен быть относительно недорогим, довольно простым в эксплуатации, чтобы, можно было свободно ориентироваться во всех функциях инструмента. Синтезатор должен обладать разнообразными функциями и иметь богатую палитру звуков и звуковых эффектов, клавиатуру с не менее 61 клавиш фортепианного типа, чувствительной функцией записи, банком памяти, микшером, секвенсором и эффектором. Значит, это должен быть современный интерактивный синтезатор с автоаккомпанементом, который позволит создавать новые звуки, аранжировки, писать фонограммы для небольших концертных выступлений. Кроме всего прочего инструмент должен быть легким и портативным.
Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте овладевают простейшими навыками работы на компьютере, с большим удовольствием поют караоке, любят песни в современной обработке. Когда мы готовим праздник, ведь нам хочется, чтобы получилось яркое и интересное представление, а для этого в дополнение к пианино обязательно понадобится музыкальный центр или магнитофон, компьютер или ноутбук. Вот здесь к нам на помощь может прийти синтезатор.
В какие же виды деятельности музыкального руководителя можно внедрить синтезатор, исходя из перечисленных технических и функциональных характеристик?
Использование в системе мультимедийных технологий, а именно электронного инструмента синтезатора позволит добиться положительных воздействий в:
Широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания, престиж новой техники и «современных» звуков в глазах детей может послужить отличным стимулом в развитии их интереса к музыке.
Исполнительство на музыкальном инструменте становится доступным гораздо более широкому кругу детей, так как техника игра на синтезаторе проще, чем на фортепиано, и художественно полноценный звуковой результат достигается учеником быстрее и легче.
Развитие детского исполнительства, в свою очередь, будет способствовать перенесению акцента в совместной деятельности с разговоров о музыке на собственно творческую практику, что сделает процесс приобщения к музыкальному искусству более эффективным.
Итак, использование инноваций в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста, позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении их использование позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.
Но каким бы положительным и огромным потенциалом не обладали
эти технологии, не стоит забывать о том, что заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Из личного опыта.
Перечисленная техника позволила нам «осовременить» в детском саду совместную деятельность с детьми, сделать её красочней, наглядней, убедительней, а в еще большей степени познавательной. И как-то незаметно и естественно дети стали больше петь под фонограммы и профессиональные минусовки. Это модно и современно, «караоке» потеснило фортепиано и баян.
В своей работе я очень часто использую современную электронную технику для написания фонограмм к детским песням, а именно синтезатор Yamaha PSR 540.
У меня, как у музыкального руководителя, есть весь необходимый арсенал современных технических средств, которые служат наиболее эффективному вовлечению современного ребенка в процесс музыкального творчества: синтезатор, караоке, ноутбук с игровыми музыкальными программами, мультимедийная установка.
Благодаря программным и функциональным возможностям синтезатора введение ребенка в мир музыки становится доступным и увлекательным. Обращение в процессе обучения к новейшим музыкальным технологиям способствует не только подготовке ребенка к дальнейшему обучению музыки, но и общему музыкальному и творческому развитию.
В своей работе я давно уже подключила к учебному процессу компьютер, синтезатор, проектор, караоке – центр и т.д. Естественно использую в своей работе и минусовки. Но начинаю я работать с фонограммой лишь после того, как разучиваю песню с детьми под инструмент со всеми детальными проработками. Кроме того, я пишу минусовки сама под конкретные голоса, и потому у меня нет проблем с тональностью и интонированием. Дети выходят петь под фонограмму, четко зная мелодию песни. Любые аранжировочные навороты в аккомпанементе им не помеха.
Используя в своей работе синтезатор, я стала замечать, как изменился интерес детей к занятиям, с каким неподдельным интересом они стали слушать знакомые ранее произведения, а уж какой восторг вызывало разрешение попробовать извлечь какой-нибудь звук на нём. Детей привлекает разнообразие звуков, кнопок, возможность пофантазировать. Особенно это удаётся тем детям, которые уже посещают музыкальные школы. Обладая профессиональным образованием (концертмейстер, преподаватель фортепиано и вокала), а также основываясь на наблюдениях за детьми, я пришла к выводу, что возможно осуществлять обучение простейшим навыкам аранжировки профессионально-ориентированных детей не только на базе музыкальных школ, но и в стенах нашего детского сада. Эту идею я хочу раскрыть в следующей теме по самообразованию: «Обучение простейшим навыкам аранжировки профессионально-ориентированных детей дошкольного возраста».
Почему важно и нужно начинать обучение ребенка музыке на синтезаторе? Синтезатор позволяет ребенку не только получить всевозможные навыки исполнительского мастерства, познакомиться с секретами сочинения музыки и работы звукорежиссера, но и дает возможность решать многие задачи коммуникативного воспитания и социальной адаптации. В отличие от классического фортепиано он сочетает в себе возможности традиционного клавишного инструмента и мини-оркестра.
Конечно, все хорошо в меру, и прежние привычные виды музыкальной деятельности, такие как пение, слушание, элементарное музицирование, движение под музыку, игры, творчество, все равно остаются первостепенными. Только человек может передать другому человеку умение взаимодействовать, говорить, думать, петь, танцевать, играть на инструментах. А чтобы наша работа была более эффективной, необходимо ввести в программы музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов курсы овладения мультимедийными технологиями или проводить курсы повышения квалификации по этой теме.
Литература
1. Горвица Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред.. – М., 1998. – С. 218 – 226.
2. Володин А.А. Электромузыкальные инструменты. – М., Музыка, 1979.
3. Шавкунов И.Г. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. – Сборник. – СПб.: Издательство «Композитор», 2001. – 27 с.
4. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества/. // Искусство в школе.– 2002. – Вып. 8. – 96 с.
5. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л., Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, –М., 2000.
|