Долотюк Галина Алексеевна-
воспитатель ГБДОУ детский сад № 100
Выборгского района Санкт-Петербурга,
Андреева Оксана Валерьевна –
воспитатель ГБДОУ детский сад № 100
Выборгского района Санкт-Петербурга
Шабалина Лариса Владимировна –
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 100
Выборгского района Санкт-Петербурга,
Совместный проект с родителями ДОУ «Папа, мама, «опера» и Я»
как эффективное средство развития музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
В настоящее время содержание и организация образовательной деятельности дошкольного образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Педагоги ГБ ДОУ детский сад № 100 Выборгского района Санкт-Петербурга разрабатывают и реализовывают образовательные, просветительские проекты и социокультурные проекты и программы, которые, в том числе, направлены на расширение форм взаимодействия с семьей по разным видам деятельности. Усилия взрослых, в интересах дошкольников, становятся успешными, если педагогический коллектив детского сада и родители становятся союзниками. Это позволяет лучше узнать ребенка, увидев его в разных ситуациях, раскрыть индивидуальные возможности каждого воспитанника и помочь ему в дальнейшем творческим развитии. Воспитанникам и родителям старшей группы воспитатели Долотюк Г.А., Андреева О.В. и музыкальный руководитель Шабалина Л.В. предложили совместный проект «Папа, мама, «опера» и я». В рамках проекта предлагалось совместно с детьми в Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества прослушать оперу-сказку М. Раухвергера «Красная Шапочка» по сказке Е. Шварца и принять участие в творческих занятиях перед и после посещением спектакля. Приобщение дошкольников к музыкальному и драматическому искусству всегда было одним из самых тонких и действенных инструментов формирования духовно богатой личности. Опера – музыкальный жанр, который предстоит открыть детям. На музыкальных занятиях воспитанникам рассказывается об этом жанре, о том, что есть театры, на сцене которых осуществляется постановка опер. Обращается внимание детей на то, что последние десятилетия появились оперы, которые создаются композиторами специально для детей. Один из примеров, в филармонии для детей и юношества нашего города поставили не просто сказку, а целую детскую оперу, увлекательную и полную искрометной режиссерской фантазии. Это занятие помогает расширению понятийного словаря детей. Безусловно, прежде чем оказаться на спектакле, где детям и взрослым откроется особый сказочный мир, полный неподражаемых характеров, необходимо напомнить сюжет сказки Шарля Перро. На одном из занятий воспитатель Долотюк Г.А. предлагает детям послушать сказку и разыграть её по ролям. Родителям было предложено прослушать пересказ сказки ребенком используя для наглядности книжные иллюстрации к сказке. Перед посещением филармонии для родителей были разработаны вопросы, которые помогли бы в обсуждении увиденного спектакля, а детям было предложено после спектакля выполнить рисунки, в которых отразить сцену, оставившую наиболее яркое впечатление, или с помощью цвета передать своё настроение после прослушивания оперы. Как восприняли дети спектакль? Какие впечатления наполнили сердца взрослых? Обменяться мнениями, рассказать о том, что стало самым ярким событием – пение артистов-вокалистов филармонии, звучание симфонического оркестра или теневой театр, всё это прозвучало на круглом столе, который объединил всех участников проекта. Выставка детских рисунков, созданная по впечатлениям о посещении филармонии и прослушивания оперы, стала ярким сопровождением рассказов, которые прозвучали на круглом столе. Обобщить впечатления детей и взрослых об участии в проекте музыкальный руководитель Шабалина Л.В. предложила через ответы на вопросы для детей и родителей. Результаты опроса показали, что дети с большим интересом прослушали музыкальный спектакль. Важно, что дети обратили внимание на особенность музыкального исполнения - все герои спектакля поют, кроме Ласточки и Дятла. Это свидетельствует о высоком интересе к сюжету и игре актеров, высокой степени внимании, которое проявили дети. Важно обратить внимание на то, что эти герои новые в сюжете и выступали в жанре «балет». Все дети обратили внимание на изменение финала сказки: Волк стал добрым, появились новые герои в сюжете. Обо всех своих наблюдениях дети с радостью делились со взрослыми. Ценно, что дошкольники узнали многие музыкальные инструменты, которые звучали в оркестровом исполнении. Безусловно, любое совместное занятие детей и родителей – это праздник. Воспитатель Андреева О.В. провела занятие по технике оригами - изготовление корзиночки для Красной Шапочки. Ее сделали родители вместе с детьми, а музыкальный руководитель предложила детям вместе с родителями исполнить песни, которые звучали в сказке. Обсуждение просмотренного спектакля дало возможность родителям раскрыть некоторые неизвестные до этой встречи стороны своего ребенка, которые ранее, возможно, никогда не проявлялись. Подобный способ единения взрослых и детей еще больше расширяет творческое воображение, чувство восприятия прекрасного, умение сопереживать и анализировать увиденное. Совместные проекты, в которые включается, например, посещение оперы способствует улучшению взаимоотношений в детском коллективе группы и родителями и детьми в семье.
Скачать конспект с фотографиями
|