Родительское собрание «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей» План собрания: 1. Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста. 2. Значение педагогической песочницы в жизни детей 2-3лет. 3. Показ презентации кружковой работы «Сыпем лепим» 4. Советы родителям. Рефлексия. 1. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи. «Речь находится на кончиках пальцев.» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук. Самое важное для ребенка, которого мы готовим к школе – это развитие речи. Чем раньше ребенок начнет говорить, тем успешнее будут развиваться другие образовательные области. Чем лучше развита речь, тем лучше развита коммуникативная деятельность, познавательное развитие, безусловно, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Поэтому я придала большое значение данному факту в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путем тренировки движения пальцев рук. 2. Выше изложенное стало основанием для создания в группе центра «Вода и песок». Все мои занятия проходят в игровой форме с привлечением различных персонажей. Они успешно помогают малышам развивать мелкую и крупную моторику рук, разговорную речь, представление об окружающем мире, художественные способности, развивают оригинальное творческое мышление, помогают строить отношения посредством сотворчества. Педагогическая песочница многофункциональна. Так же наряду с вышеперечисленными задачами, она развивает тактическую чувствительность, развивает все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление ну и в первую очередь речь). Дает представление о таких важных понятиях, как «много - мало», «быстро - медленно», короткий – длинный», «высокий – низкий», знакомство с геометрическими фигурами, формами и основными цветами. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создает доверительные отношения между ребенком и педагогом оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей. 3. Еще один немало важный факт то, почему я взяла тему самообразование связанную с песком. Оказывается, этот, казалось бы, простой и всем доступный материал, хранит в себе огромную тайну. Когда я начала работать над темой самообразование, черпнула много нового и интересного материала, которым хочу с вами, поделится. Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы. И поэтому этот материал, как песок доступен каждому человеку. Ребенок не боится его. Это экологически чистый и более того самоочищающийся материал. Он хранит в себе ионы серебра, которые позволяют ему самоочиститься, почти так же, как это может сделать рука. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную энергию, воздействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так известный всему миру Швейцарский психолог, философ и психотерапевт Карл Густав Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления заложенные в человеческой психике. Так же Карл Густав Юнг был основателем песочной терапии. 4. Таким образом, я поняла, что для детей младшего дошкольного возраста развитие мелкой моторики посредством песка очень необходимый и интересный процесс. Работа с детьми в центре «Вода и песок» требует определенных условий, которые я им создала. У нас есть все необходимое для занятий. а) Песочница – сделана из дерева, размер 50*70*10 см – это тот стандарт, который удобен для ребенка. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта небо. Она заполняется просеянным, прокаленным песком на 2/3. б) Для организации игр с песком и водой мне необходим набор миниатюрных предметов и игрушек, а так же ведерки, мочалки, пластиковые баночки и многое другое. В ход идут мелкие игрушки, камушки, ракушки, мозаика. в) Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Дети вылавливают шарики, пускают кораблики, ловят рыбок, экспериментируют. Дети имеют доступ к воде со всех сторон. 5. В течении года мы вместе с детьми проводили кружок «Сыпем лепим», я сделала небольшую презентацию что бы вы наглядно все увидели. (Презентация, показ) 6. Советы родителям. А сейчас уважаемые родители я хочу задать вопрос всем: Какие вы можете предложить способы развития мелкой моторики? И проводите ли дома упражнения для развития мелкой моторики? Знали ли вы об этом раньше? Выслушав ответы родителей, добавляю, что очень эффективно развитие мелкой моторики с помощью: Лепки, рисования, мозаики, шнуровки, пальчиковых игр, самомассажа рук, пальчикового театра, игр с пирамидкой, стаканчиков – вкладышей, кубиков, матрешк, игр с прищепками, сбора бус. А еще с ребенком нужно как можно больше общаться, говорить ему все и обо всем, чтобы он слышал больше добрых и красивых слов. Читать сказки, стихи, рассматривать вместе различные картинки. Идя по дороге, дома, на прогулке, в машине, во время умывания, постоянно говорить спокойным голосом, четко проговаривая все звуки. Не употреблять слова заменители. Ко-ко (яйцо), ня-ням (хлеб), бух (упал) и так далее. 7 . Игра с родителями «Пожелание» В песочнице зарыты различные мелкие фигурки. Родители по очереди отыскивают их и узнают у каждой фигурки значение. Например: машинка – вас ожидает дальняя дорога; куколка - вас ожидает пополнение в семье; монетка – к деньгам и т.д.
|