Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами6 чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Действительно, двигательные и речевые центры в мозгу расположены рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее происходит развитие речи и многих других способностей. Описание: В каком возрасте необходимо начинать развивать мелкую моторику? Чем раньше, тем лучше. Не зря ещё с давних времён существует множество специальных потешек («Ладушки- ладушки», «Сорока» и др.)Эти несложные забавы весьма полезны для малышей. Кроме них существует большое количество пальчиковых игр, которые помогают развивать не только ловкость рук, но и имеют обучающее значение (помогают запомнить название пальцев и пр.). Например, упражнение «Семейка»: берём по очереди в руку каждый пальчик малыша, массируем лёгкими движениями, приговаривая: «Этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папа, этот пальчик- мама. Ну а этот - я. Вот и вся моя семья!» Когда пальцы ребёнка окрепнут и станут более ловкими, можно расширять спектр полезных развлечений: лепка из пластилина, солёного теста, глины, шнуровка, складывание пазлов и мозаики, рисование.
В магазинах сейчас продаётся огромное количество развивающих игр и пособий. Однако всё необходимое и не менее интересное для разрабатывания детских ручонок можно найти и дома, стоит лишь проявить фантазию. Отличный материал для этих целей- фасоль, бобы, горох, макаронные изделия, различные крупы. Прекрасный эффект дают «ванночки»: в большую ёмкость (миску, тазик) насыпаем сушёную фасоль, горох, гречку или просто песок. Затем прячем среди крупы или бобовых мелкие предметы (игрушки из «Киндер- сюрприза», небольшие детали и т. п.). Задача ребёнка- найти их. Можно устроить малышу мини-песочницу также в большой ёмкости, дать формочки и игрушки - пусть возится на здоровье. Вместо песка можно использовать манку. А насыпав манку или песок на поднос, можно пальчиками рисовать картины. Также манку (и любую крупу) можно использовать для Описание: создания аппликаций: нанести на бумагу несложный рисунок, смазать клеем ПВА и посыпать крупой. Излишки крупы потом стряхнуть. Прекрасные аппликации получаются и из фасоли, и из макаронных изделий. Ребёнку можно предложить ещё одно увлекательнейшее занятие - изготовление бус из макарон. Их можно окрашивать гуашью, а высушив и нанизав на нитку, порадовать маленькую модницу. Кроме того, можно сшить небольшие тряпочные игрушки-мнушки, набив их разными крупами. Описание: Ещё одна возможность совмещения приятного с полезным -рисование пальчиковыми красками, по праву завоевывающими сердца детей. Помимо развития мелкой моторики такая живопись помогает юному художнику отвлечься, расслабиться и успокоиться. Другой вид пальчикового рисования - рисование пластилином по картону. На плотный лист бумаги наносится рисунок, пластилин необходимо размять - и можно начинать творить. А есть и ещё одна интересная игра- с прищепками. Для этого прищепки необходимы Описание: цветные пластмассовые и не слишком тугие (чтобы были по силам малышу). Из цветного картона вырезаем различные заготовки, а ребёнок должен довести работу до конца- прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить зелёный треугольник в ёлочку с зелёными веточками, жёлтый кружок- в солнышко с лучиками, серый овал – в ёжика и т.п. Описание: Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление. А всё это полезно не только детишкам, но и взрослым, особенно это касается пожилых людей. Тем, кто хочет до поздней старости оставаться в здравом уме и твёрдой памяти, стоит подобрать себе творческое занятие по вкусу. Им может стать вязание, вышивание (бисером в том числе), макраме, оригами, резьба по дереву, игра на музыкальных инструментах, рисование... Даже если просто время от времени на досуге брать в руки кубик Рубика или складывать пазлы, то можно надолго сохранить светлую голову.
|