Роль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте |
Моторика | |||
Автор: Ким Дарья Николаевна Токарева Людмила Ивановна Штурнева Татьяна Павловна | |||
09.10.2021 21:33 | |||
Роль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте Мир входит в сознание человека лишь Через дверь органов внешних чувств. Если Она закрыта, то он не может войти в Него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер С чего начинается познание окружающего мира? Ответ на этот вопрос очень простой: с предметов и явлений. Все остальные формы познания строятся лишь на восприятии и являются результатом их переработки. По этой причине полноценное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. А что же в свою очередь такое восприятие? Это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность различать, воспринимать и усваивать явление внешнего мира. Глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа принимают непосредственное участие в восприятии. Но для полноценного сенсорного развития необходима тренировка всех органов чувств с самого рождения, только лишь в этом случае у ребенка будут развиваться сенсорные раздражители разного характера.
Следующий вопрос в том, что такое сенсорное развитие ребенка? Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. «Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда». [2] Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. «Факторы, влияющие на развитие восприятия. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:
В своих трудах Вегнер Л.А. пишет, о том, что большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах—общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии. [2] Ограничить усвоение сенсорных эталонов невозможно, это очень сложный процесс. Мало усвоить сенсорный эталон, необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, научиться пользоваться свойствами различных предметов в разных ситуациях. Следует разобрать следующий вопрос, что такое сенсомоторное развитие? Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Вопросами сенсомоторного воспитания и развития дошкольника занимались: В.Н. Аванесова, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, В.А. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков и др. «Сенсомоторное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности (Т. Л. Лещинская). Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учетом следующих факторов: зрительное восприятие имеет тесную взаимосвязь с восприятием равновесия и положения тела в пространстве (ребенок учится фиксировать взглядом определенный предмет, для этого ему надо хотя бы повернуть голову); слуховое восприятие развивается на базе восприятия колебаний (вибраций); тактильное восприятие создает предпосылку для развития вкусового восприятия и обоняния. Выделяются следующие направления работы по стимуляции сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и функции кисти; развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия; развитие вестибулярного восприятия; развитие зрительного восприятия; развитие вибрационного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие кинестетического восприятия; развитие вкусового восприятия; развитие обоняния». [5] «Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников. Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:
Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода». [3] «Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности». [1] Большакова С.Е. отмечает, что для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных занятиях, а также на специальных занятиях с воспитателем, например, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции. [1] Для общего сенсомоторного развития дошкольника существует множество разнообразных игр и упражнений. Тренировку пальцев рук стоит начинать проводить с 6-7 месяцев, делать массаж пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональные, хорошо развивают работу пальцев. В процессе игры, повторяя за взрослым, у ребенка развивается мелкая моторика рук. Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур. Список литературы:
|