Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» |
Моторика | |||
Автор: Савалина Елена Борисовна | |||
27.11.2013 17:24 | |||
Задача современной педагогики не только развивать предметные навыки и умения, но и готовить ребенка к сосуществованию в социуме. Большое значение в развитии ребенка имеет дошкольный подготовительный этап. Развитие мелкой моторики, в том числе, способствует не только подготовке к школе, но в целом развивает психические свойства личности. Поэтому очень важно начиная с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Этому способствуют пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепии универсальной дидактической и развивающей технологии: во время таких игр нервные окончания рук ребёнка воздействуют на его мозг и мозговая деятельность активизируется.
Пальчиковые игры способствуют также развитию внимания, памяти и мышления малыша. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем - при письме, игре на музыкальных инструментах. Разучивание одновременно с пальчиковыми играми забавных стишков, прибауток, развивает детскую память и речь. Ещё во II веке до нашей эры человеку было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы. Так массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. «Рука - это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Академик В. М. Бехтерев в своих работа доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому осознанная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Технология проведения пальчиковых игр: Педагог выразительно в медленном темпе читает текст (это может быть сказка или стихотворение), синхронно выполняя движения в соответствии с текстом. Затем эти слова накладываются на мелодию. Педагог поёт и показывает движения, а дети повторяют за ним. Предлагаю несколько пальчиковых игр, способствующих раскрепощению руки: Игра «Прилетели гули» Цель: Раскрепощение руки для снятия мышечного напряжения. -Прилетели гули, Гули – голубочки. (Дети машут руками) - Сели на головку, На головку дочке. (Кладут руки на голову) - Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! (Размахивают кистями рук, «прогоняя гулю») Игра «Кот мурлыка» Цель: Раскрепощение руки для снятия мышечного напряжения. -Вот кот Мурлыка ходит, Он всё за мышкой бродит. Лёгкими, свободными кистями рук дети выполняют движение «кошечка». -Мышка, мышка, берегись, Смотри, коту не попадись. Грозят пальчиком левой руки, затем правой «А-а-а- ам! Делают резкое движение пальцами обеих рук сжимают пальцы в кулаки. Игра «Бабушка и очки» Цель: Научить детей делать «колёсико» из пальцев рук. Педагог произносит слова: -Бабушка очки надела И внучаток разглядела. Педагог соединяет большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колёсико», прикладывает к глазам и осмотрит в «очки». Дети повторяют. Затем встряхивают кисти рук и делают «очки» из большого и среднего пальцев. Упражнение повторяется несколько раз. Игра «Мальчик-пальчик» Цель: Научить детей самомассаж пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук. Педагог произносит слова: Мальчик-пальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец) -Я на речке братьев мыл. («моют ручки») -С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец) С этим братцем щи варил, (Поглаживают средний палец) С этим братцем кашу ел, (Поглаживают безымянный палец) С этим братцем песни пел. (Поглаживают мизинчик). Детям очень нравятся пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей, что позволяет проводить занятие наиболее эффективно. Пальчиковые игры целесообразно проводить на каждом музыкальном занятии при работе с дошкольниками. Во время выполнения игровых упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. К уже выученным упражнениям постепенно добавляются новые. Упражнения для пальчиковых игр подбираются с учётом возрастных особенностей. Литература Л. Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей» М.1998г Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками» М.2007г И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день» С-Пб, 2007г
|