Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей»
Моторика
Автор: Осинцева Антонина Петровна   
12.09.2021 21:37

Семинар-практикум для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей»Семинар-практикум для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида», г. Новосибирск

Автор-составитель: А.П. Осинцева, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Показать значимость мелкой моторики в формировании и развитии устной речи детей дошкольного возраста.
  2. Показать многообразие развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  3. Познакомить с нетрадиционными приёмами развития мелкой моторики у детей.

План:

 

Часть I

  1. Роль мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.
  2. Этапы развития мелкой моторики.
  3. Группы упражнений по развитию мелкой моторики рук.
  4. Виды деятельности педагогов детского сада по формированию мелкой моторики.

Часть II

  1. Выполнение творческих заданий.
  2. Итог семинара-практикума.

Оборудование: цветной картон, ножницы, карандаши, прищепки, грецкие орехи, зубная щётка, мячик-ёжик, бусы, верёвочки, пробки, расчерченный картон, платочки, сухой бассейн (миска, крупа), игрушки из киндер-сюрпризов, карточки.

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн

Часть I.

Моторика — сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

Этапы развития мелкой моторики:

  1. этап. Развитие общей моторики, подвижности кистей (хлопки в ладоши, шлепки ладонями по твердой поверхности и своему телу).
  2. этап. Продолжение развития общей моторики, подвижности кистей рук, начало развития подвижности пальцев рук (сжимать и разжимать пальцы рук в кулак, движения кулачками; ставить ладошки ребром на поверхность стола, отстукивание ребром ладони по поверхности стола).
  3. этап. Развитие подвижности пальцев (развитие указательного и большого пальцев рук; игры «Мотайки»).
  4. этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (исполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а также предыдущих этапов; исполнение движений «гармошка»).
  5. этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (развитие подвижности пальцев рук – указательного, среднего и мизинца).
  6. этап. Совершенствование мелких движений рук (выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур и т.д.).

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

Первая группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Эффективность упражнений только при регулярных занятиях, и длительностью не более 5 минут.

Существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук.

Все упражнения можно разделить на несколько групп:

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

  • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
  • графические упражнения;
  • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
  • соединение по точкам;
  • рисование по образцу и т. д.

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

  • плетение, шнуровка, завязывание бантиков, узелков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; перебирание пальцами узелков верёвочки с узлами – называя по порядку дни недели, месяцы и т.д. (упражнение проводится с педагогами);
  • вышивание, вязание;
  • игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов графического образа букв;
  • имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками), упражнение проводится с педагогами;
  • театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней).

Упражнения по выработке мускульной памяти

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу — правой

Я его катаю, браво! (упражнение проводится с педагогами)

грецкими орехами:

- катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать (Упражнение проводится с педагогами).

- Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

- Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

- Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.

- «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.

- «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.

- «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.

- Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук

(уронили ручки вниз и расслабились).

шестигранными карандашами – грани карандаша, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу (упражнение проводится с педагогами)

зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики. (Упражнение проводится с педагогами).

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

  • мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
  • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
  • работа с пластилином, бумагой, тканью;
  • игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает мелкую моторику пальце, счёт количества бусинок (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю. (Упражнение проводится с педагогами).

  • игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону), игра «Разноцветные резиночки» (надеть резиночки так, как показано на карточке);
  • выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
  • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
  • игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд –
Медвежат, волчат, бобрят».

Идёт собака, кот идёт,
И дождь идёт и град…
Ещё часы идут вперёд,
Хоть на столе стоят.

(Упражнение проводится с педагогами)

Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?.. Лыжи. (Упражнение проводится с педагогами);

Игра «Собери платок в ладошку» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

У меня живёт проглот -

Весь платок он скушал, вот! (Упражнение проводится с педагогами);

  • игры с эспандерами, губками;
  • игры с прищепками:
  • ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.
  • Игра «Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап! (Упражнение проводится с педагогами);

  • собери звуковые бусы, т.е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов
  • развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» находит, в какой части слова спрятался определённый звук на полоске – в начале слова (левый край полоски), в середине или в конце (правый край полоски)
  • прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорных эталонов и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона

Все эти упражнения не только способствуют развитию мелкой моторики ребёнка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, стабилизирует психофизическое состояние ребёнка.

Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата:

  • работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
  • выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
  • геометрические фигуры, цифры, буквы;
  • ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);
  • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т.п.

  • «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
  • закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
  • с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
  • игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

-Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

«Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.

«Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.

Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.

«Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи!
Щи у Вовы хороши!

«Стираем платочки»

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.

«Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.

Кулачок как колобок.
Мы сожмём его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.

«Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

«Напрягаем пальцы».

Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

«Ладошки здороваются».

Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмём.

«Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

- Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки.

- Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.

Зёрнышки все, что хозяйка давала,

Цыпочка клювом по штучке клевала. (Упражнение проводится с педагогами).

- Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.

Поделитесь опытом, какие игры проводите вы изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

Часть II.

Выполнение творческих заданий.

1. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

Например, «мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку «на сердце»», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «обеими руками «за»», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло».

2. Рассказать стихотворение с помощью рук (педагоги самостоятельно придумывают движения к каждой строчке стихотворения).

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз, Пароход
Дожидаются ребят.

Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу- Поскачу
На игрушечном коне!

В этом доме всё для нас-
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс, Тихий час, -
В этом доме всё для нас!

Вот такой хороший дом!
В нём растём мы с каждым днём,
А когда Подрастём,
Вместе в школу пойдём.

О. Высотская

3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет.

Итог семинара-практикума:

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

  • функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом
  • развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и, как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия: игра «Закончи предложение».

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…» «Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

Литература

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. М. 2006
  2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.
  3. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют», Паритет, Екатеринбург – 2005г.
  4. Ворбьёва Л.В. «Развивающие игры для дошкольников», Литера, СПб – 2002г.
  5. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль – 1997г.
  6. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.
  7. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Литера, СПб-2005г.
  8. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2002г.
  9. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика», Астрель, М-2005г.
  10. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Родничок, М-2002г.
  11. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
  12. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.
  13. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М -2010г.
  14. Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика», Корона Принт, М – 2008г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год