Семинар-практикум для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей» |
Моторика | |||
Автор: Осинцева Антонина Петровна | |||
12.09.2021 21:37 | |||
Семинар-практикум для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида», г. Новосибирск Автор-составитель: А.П. Осинцева, учитель-логопед высшей квалификационной категории Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи:
План:
Часть I
Часть II
Оборудование: цветной картон, ножницы, карандаши, прищепки, грецкие орехи, зубная щётка, мячик-ёжик, бусы, верёвочки, пробки, расчерченный картон, платочки, сухой бассейн (миска, крупа), игрушки из киндер-сюрпризов, карточки. «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн Часть I. Моторика — сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике. Этапы развития мелкой моторики:
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы. Первая группа. Упражнения для кистей рук:
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические:
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Эффективность упражнений только при регулярных занятиях, и длительностью не более 5 минут. Существуют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук. Все упражнения можно разделить на несколько групп: Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
Упражнения по выработке мускульной памяти
Мячик мой не отдыхает, Сверху – левой, снизу — правой Я его катаю, браво! (упражнение проводится с педагогами) грецкими орехами: - катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами. Научился два ореха - Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки. - Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки. - Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки. - «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки. - «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами. - «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними. - Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием. После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились). шестигранными карандашами – грани карандаша, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке. Карандаш в руках катаю, зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щётку, Кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Дома я одна скучала,
В зоопарке мы бродили, Идёт собака, кот идёт, (Упражнение проводится с педагогами) Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Ног от радости не чуя, Игра «Собери платок в ладошку» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками. У меня живёт проглот - Весь платок он скушал, вот! (Упражнение проводится с педагогами);
Если кто-то с места сдвинется, Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдёшь из наших лап! (Упражнение проводится с педагогами);
Все эти упражнения не только способствуют развитию мелкой моторики ребёнка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, стабилизирует психофизическое состояние ребёнка. Упражнения для развития тактильной чувствительности С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата:
Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т.п.
Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. -Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом: «Горох». Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук. В миску насыпали горох «Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки. В миске не соль, совсем не соль, «Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, «Лодочка». Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна. Лодочка плывёт по речке, «Повар». Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё. Варим, варим, варим щи! «Стираем платочки» Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены. Мама и дочка стирают платочки. «Колобок». Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне. Кулачок как колобок. «Зарядка». Сжимать и разжимать кулачки. Пальцы делают зарядку, «Напрягаем пальцы». Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами. Только уставать начнём, «Ладошки здороваются». Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами. Наши пальчики сплетём «Лягушки». Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами. Две весёлые лягушки - Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки. - Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску. Зёрнышки все, что хозяйка давала, Цыпочка клювом по штучке клевала. (Упражнение проводится с педагогами). - Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть. Поделитесь опытом, какие игры проводите вы изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Часть II. Выполнение творческих заданий. 1. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками. Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках. Например, «мастер на все руки», «золотые руки», «положа руку «на сердце»», «рукой подать», «руками развести», «руки опускаются», «обеими руками «за»», «своя рука – владыка», «чужими руками жар загребать», «руки не оттуда растут», «как рукой сняло». 2. Рассказать стихотворение с помощью рук (педагоги самостоятельно придумывают движения к каждой строчке стихотворения). Детский сад Мы приходим в детский сад, Там картинки на стене В этом доме всё для нас- Вот такой хороший дом! О. Высотская 3. Вырезать заготовки из картона и дополнить их прищепками, чтобы получился узнаваемый предмет. Итог семинара-практикума: Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Рефлексия: игра «Закончи предложение». Педагоги берут по одной карточке с началом предложения: «Удачным сегодня было…» «Я задумалась…» «Мне бы хотелось в следующий раз…» Литература
|