Пальчиковые игры в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) |
Моторика | |||
Автор: Юрина Елена Владимировна | |||
09.02.2024 20:22 | |||
Пальчиковые игры в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) Выражение В.А. Сухомлинского, ставшее «крылатым» — «Речь детей — на кончиках пальцев», это не просто красивые слова, а на сегодняшний день, в мире компьютерной техник, планшетов и телефонов, это обращение к молодым родителям к развитию мелкой моторики у своих малышей. Родители с трепетом ждут первых слов, ребенка «мама» или «папа» и каждый мечтает, чтобы этот момент наступил как можно скорее. Чтобы помочь ребенку начать говорить, необходимо играть с ним, разговаривать, читать стихотворения, наблюдать за природой и просто общаться, не заменять живое общение с мамой электронными гаджетами и начинать следует с раннего возраста. Но не достаточно тренировать только артикуляционный аппарат, огромное внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Как известно, на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, рецепторов, от которых передается сигнал в речевой центр коры головного мозга. Что и способствует развитию речи, умению составлять из слов словосочетания и связывать их в предложения.
Хорошо развивают мелкую моторику пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика), одно изэффективных средств, направленных на раннее развитие детской речи. Пальчиковая гимнастика – это комплекс игровых упражнений, основанный на инсценировке текстов различной сложности (стихотворений, детских стишков, рассказов и т.д.) с помощью пальцев. Эти упражнения оказывают комплексное развивающее воздействие, так как улучшают не только речевую деятельность, но и нервную деятельность в целом. Обучая ребенка уверенно двигать пальцами, мы одновременно помогаем ему говорить. Кроме того, пальчиковая гимнастика для малышей помогает им научиться концентрировать внимание на том или ином предмете, способствует запоминанию, а в более старшем возрасте способствует развитию воображения и творческих способностей. Кроме того, пальчиковые игры и упражнения для малышей помогают установить доверительные отношения между родителем и ребенком, ведь ничто так не сближает, как время, проведенное вместе за интересным занятием. Но стоит помнить, чтобы увидеть положительные результаты, необходимо заниматься ими систематически, уделяя пальчиковым играм определенное количество времени ежедневно. Такие игры положительно влияют на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и произношения текста повышается работоспособность коры головного мозга и стимулируются зоны, необходимые для мышления. Развивается эмоционально-волевая сфера ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, слушать речь взрослых, понимать ее и самостоятельно произносить текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием. Доказано, что сформированность речи ребенка связана со степенью развития моторики рук. В коре головного мозга двигательный и речевой центры являются ближайшими соседями. При выполнении движений пальцев и кистей рук возбуждение от двигательного центра переходит в речевые центры коры головного мозга, что приводит к резкому повышению работоспособности речевых зон. Организовывать пальчиковые игры, можно в любое свободное время. Будь то на прогулке, в транспорте, на занятии в детском саду или просто общаясь с ребенком. Они подходят как для педагога в работе с детьми, так и для родителей. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. А также легкости в использовании. Пальчиковые игры, очень разнообразны по и подходят для детей разного возраста. Такие, знакомы нам игры с детства, как «Сорока-белобока", "Мы поделили апельсин", "Моя семья", являются манипулятивными играми, с них мы можем начать знакомство детей раннего возраста с пальчиковыми упражнениями. Они способствуют развитию воображения детей. Играя, дети представляют вместо пальчиков другие образы. Дети взрослеют и можно переходить к сюжетным пальчиковым играм. Где можно предоставить ребенку возможность придумывать свои мини-истории. Но следует помнить, прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с ребенком, необходимо проиграть эту игру самостоятельно, добиться четких движений руки и пальцев. Разучивая новую игру, все движения следует показывать медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Добиваясь правильного выполнения движения. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c детьми, развивая речь и мелкую моторику, развивая у детей внимательность и способность сосредотачиваться. А самое главное, такие игрысближают взрослыхс ребёнком.
|