Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста |
Моторика | |||
Автор: Ермолова Мария Анатольевна | |||
11.01.2024 23:12 | |||
Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста Ермолова Мария Анатольевна «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс коррекции речи ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. (Приложение 5). Говорим и отдыхаем, Желтые, зеленые, Раз, два, три, четыре, пять,
Громко четко говорим, Раз, два, три, четыре, пять, И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек Марблс. Что же такое Марблс? Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию. Увеличение числа воспитанников с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Использование шариков Марблсна практике решает следующие задачи:
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются камешки, карточки и т. Д «Чудесный мешочек» Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь. Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д. Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д. Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д. «Помоги ежику найти грибочки» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочкам из камешков. Цветовая гамма не учитывается. (Приложение 1) «Тучка и капельки» Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие. Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера. (Приложение 2) «Пройди по дорожкам» Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки. Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета. (Приложение 3) «Выложи по контуру» Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук. Задание:
«Змейка» Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета. «Гирлянда» Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу. Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом. «Художник» Цель: развивать творчество, мелкую моторику. Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение. Игра «Камешки, дающие радость». Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Психолог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его. Игра «Назови ласково». Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно — ласкательно. Например: фонарик, столик, домик. Игра «Радужные камешки». Ребенок сидит в кресле. Психолог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения». Игра «Сухой бассейн». Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету. Игра «Зеркало». Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти. Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения. Игра «Строители». Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры. Игра «Разговор наедине». (извлечение из-под сознания актуальной проблемы). Психолог приносит камешки марблс или кабошоны, говорит: «К нам пришел очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет и легко решит все ваши проблемы». Заданная установка на мудрость и проницательность способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу обычно с проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их беспокоит и заботит больше всего. Игра «Абракадабра». Психолог предлагает выбрать камешек марблс или кабошон, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети рассказывают о своем герое. Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце. Игра «Азбука настроения». Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек это его самая лучшая на свете рыбка. Дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево». Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится. Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево». Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр листа, синий камешек — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний угол; оранжевый камешек — в левый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль. Игра «Продолжи узор». Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор. Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы». Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается. Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров, считают и украшают гусениц. Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку… Продолжение сказки придумывают дети. Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается сказка. Игры «Лабиринты». Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание. Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его. «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар. «Обезьяна хватает банан». Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони. «Уголёк на ладони». Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость). Упражнения на снятие мышечного напряжения. (Все упражнения повторяются 3-4 раза) Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони. Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком. Динамическая пауза. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел. (Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек) Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают камешки) Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел. (Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой камешки) Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места) Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков». Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме». Игра «Выложи по контуру» Игра «Заполни пустой кружок» Цель: развитие пространственных представлений, внимания. Использование камешков марблс и кабошонов при изучении лексических тем, геометрических фигур. Математические игры с камешками. Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков — башенки разной высоты.
|