Пальчиковые игры, как фактор развития мелкой моторики рук |
Моторика | |||
Автор: Попова Елена Александровна | |||
25.12.2023 06:56 | |||
Пальчиковые игры, как фактор развития мелкой моторики рук Попова Елена Александровна воспитатель МАДОУ детский сад № 46 Кемеровская область-Кузбасс, города Киселевск Аннотация: в статье рассматривается методика пальчиковых игр как способ развития мелкой моторики у дошкольников. «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образного говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский) По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Педагоги и психологии, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходится во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, по сколько через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях на рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровни развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителями – пальчиковые игры. Во все времена дети любили пальчиковые игры. Появившись много веков назад, эти игры-потешки дошли до наших дней почти без изменений. Кто же не знает «Ладушки», «Сороку – белобоку» или «Коза рогатую»? Для этих забав не нужны игрушки – достаточно иметь 10 пальцев. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и. т. д. Персонажи и образы наших пальчиковых игр – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко дождик – нравится малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Играть в пальчиковые игры правильно – означает, играть так, чтобы ребенку было интересно. Этапы разучивания игр:
«Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. «Улитка» Проговаривайте потешку, демонстрируя ребенку все действия. Попросите его повторять движения за вами: Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.) Высунь рога! (выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем.) Дам тебе я вкусного пирога! (показываем раскрытые ладошки.) Мне не надо пирога, (Вертим сжатыми кулачками.) Мне свобода дорога. Я ползу – ползу по дорожке, Захочу – высуну рожки (выпрямляем указательный и средний пальцы.) А дотронешься с легка… Убираются рога! (Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.) «Ёлка» (изобразить елку как сказано в потешке) Ёлка быстро получается, Если пальчики сцепляются, Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. «Прогулка» Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по очереди) Мы во двор пошли гулять (идем по столу указательным и средним пальцами) Бабу снежную слепили (лепим руками комки) Птичек крошками кормили (сыпем птицам крошки) С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем левой руки по ладони правой) А еще в снегу валялись (то одной, то другой стороной кладём ладошки на стол) Все в снегу домой пришли (отряхиваем руки) Съели суп и (показываем как едим суп) спать легли (и складываем ладошки по щечку) «Большая миска» Декламируйте этот стишок, сопровождайте действиями рук. Пусть ребенок подражает вашими движениям Здесь стоит большая миска (придайте своим рукам форму круга и соедините большие пальцы со средними) А на ней большая крышка (вытяните ладони, соедините вместе, параллельно полу) Пирога кусок под ней (сделайте круг пальцами) Ну-ка съешь его скорей! (сделайте вид, что едите пирог) «Мостик» Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг другу и удерживать в таком положении. Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. Или Шла коза по мостику И виляла хвостиком Зацепилась за перила- Прямо в речку угодила.
|